С военного аэродрома Чкаловский на люберецкую площадку Панки. После полуторочасового экспериментального полета - второго за день - "Аллигатор" рухнул буквально за минуту до запланированного приземления.
Сотни местных жителей были очевидцами страшной картины. И многие из них уверены, что пострадавшими не стали только благодаря мастерству пилотов. Тогда все подумали, что в воздух взмыла ракета. Но вооружения на борту во время испытательного полета не было.Через нескольких минут прогремел второй взрыв.
Вместо того, чтобы катапультироваться, экипаж до последнего уводил машину от жилых домов. Место крушения летчик-испытатель покидает на носилках. Юрия Тимофеева вместе со штурманом Владимиром Юртаевым госпитализировали в 36-ю городскую больницу. Позже обоих перевели в госпиталь имени Бурденко.
Расследование тоже может затянуться. Как говорят следователи, от нескольких недель до нескольких месяцев. Основных версий две - либо отказ техники, либо ошибка пилотирования.
"Вертолет начал крутится вокруг своей оси. Значит, что-то такое с хвостовым оперением произошло. На первый взгляд, это как будто бы техническая причина", - говорит генеральный директор ассоциации "Аэропорт " гражданской авиации Виктор Горбачев.
Ка-52 по прозвищу "Аллигатор", российский ударный вертолет. В серийное производство поступил в 2008 году. Может нести на борту до двух тонн вооружения, в том числе, управляемые ракеты типа "воздух-воздух" и "воздух-земля" с лазерной системой наведения. Машина способна поражать бронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Один из немногих вертолетов в мире, оборудованный системой катапультирования экипажа.
"Разработка палубного варианта Ка-52К - корабельный - это сейчас главное направление усовершенствования этого вертолета", - объясняет военный обозреватель Илья Крамник.
Именно палубная модификация для французских вертолетоносцев "Мистраль" потерпела крушение. И хотя выводы делать преждевременно, эксперты уже отвергают одну из версий. Система кондиционирования - её как раз и испытывали в ходе полета - ни при чем.
Стена - первый и единственный рубеж, который отделяет жилой массив - дома буквально в пятидесяти метрах - от испытательной площадки. Колючая проволока наверху и надписи на стене недвусмысленно говорят о том, что происходящее по ту сторону не для чужих глаз. Зато уши, утверждают местные жители, давно привыкли. Вертолетный гул, рассказывает жительница дома №56 по Привольной улице Елена Ушакова, - обычная история. За три года в Жулебине уже перестали обращать внимание. "Рокот разносится, а так, чтобы видеть, что они падают, конечно, нет. Такого не было. Вертолеты, в принципе, не каждый день, но за столько времени, сколько живем, - привыкли", - рассказывает Ушакова.
Испытательную площадку уже давно хотели перенести в Чкаловский. Речь об этом шла еще в 1993 году, когда застраивалось будущее Жулебино. Но тогда дальше декларации о намерениях дело не пошло. Сразу после ЧП с просьбой завершить начатое муниципальные депутаты обратились к нынешнему мэру Москвы. "Я думаю, что реакция в правительстве Москвы должна быть сейчас. Я считаю, что по счастливой случайности никто вообще то не пострадал из гражданского населения", - возмущается и.о. руководителя муниципального образования Выхино-Жулебино Игорь Теологов.
Близость авиационных объектов к жилому сектору давно не новость. Как город зажал в тиски испытательный полигон, некогда строившийся в глухом лесу, так сейчас подбирается к московским аэропортам. Аналогичная ситуация не только в России - во всем мире. "В Лондоне, например, аэропорт "Лондон-сити". Так на метро, так сказать, подъезжают к этому аэропорту. Прекрасно? Здорово! Посадка идет буквально над Букингемским дворцом! И ничего! Королева не жалуется", - рассказывает генеральный директор ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев.
Над городом постоянно кружат вертолеты и в нужный момент приходят на помощь - медики, пожарные, полиция. Испытательные полеты тоже нужны. Только небо над Москвой - не самое удачное место для экспериментов.
Михаил Шекоян, Алишер Султанов, Алексей Комаров. "ТВ Центр".