Тем временем пришло официальное заявление Белого дома. Вашингтон настаивает на выдаче Сноудена Соединенным Штатам. На вопрос, какой будет реакция США, если Сноуден получит убежище в России, представитель Белого дома сказал только, что Вашингтон не хочет ухудшения двусторонних отношений из-за этого дела.
Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в разглашении секретов спецслужб США, сегодня заявил, что готов прекратить свою антиамериканскую деятельность, чтобы получить политическое убежище в России. Хотя бы временное. При этом он не исключил переезда в одну из латиноамериканских стран. Об этом Сноуден сообщил на встрече с российскими правозащитниками. Их пригласили в транзитную зону аэропорта "Шереметьево".
В терминале "F" еще с утра собрались сотни журналистов в надежде, что теперь увидят того, за кем охотятся уже почти месяц. Сотрудники аэропорта разочаровали: на встречу с господином Сноуденом пускают только по приглашениям. Он разослал их по электронной почте накануне вечером. В списке - 13 человек, правозащитники, известные адвокаты, депутат Госдумы и уполномоченный по правам человека в России. Чего же хотел от них Сноуден, точно не знал никто.
Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы:
- В этой ситуации мне представляется вполне основательным, если он обратится с заявлением о предоставлении политического убежища в России.
В списке государств, у которых беглый агент ЦРУ уже просил защиты, России не было. Но в начале июля президент Путин сообщил: Сноуден мог бы остаться здесь, правда на определенных условиях.
Владимир Путин (1 июля 2013 г.):
- Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как бы ни странно это прозвучит из моих уст.
Экс-сотрудник ЦРУ с ответом не спешил. Казалось вообще растворился в транзитной зоне "Шереметьево". Остаться за кадром он, кажется, хотел и сегодня. Приглашенных в гости к Сноудену собрали в терминале "F", а потом неожиданно для всех по летному полю перевезли в соседний терминал "E". Журналисты были снова сбиты со следа и начали шутить: а есть ли он вообще этот неуловимый Сноуден. Подтверждения пришли чуть позже: первая фотография бывшего агента ЦРУ в России. Слегка похудевший он говорил с приглашенными через переводчика, но признался: уже привык к русской речи. На условия и судьбу Сноуден не жаловался.
Вячеслав Никонов, депутат Госдумы РФ, президент фонда "Политика":
- Он сказал, что еще месяц назад он замечательно жил, у него была семья, у него был дом, у него были деньги, и у него была возможность слушать любого в этом зале и любого человека на планете. Он не считал это правильным, и он счел необходимым донести это до всей общественности.
Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ:
- Он производил впечатление вполне нормального человека, убежденного в своих взглядах и действующего не из корысти и не из соображений какого-то конспирологического свойства, а как человек, который убежден в своей правоте, в необходимости более транспарентного мира.
Попросил Сноуден и поблагодарить тех, кто его поддерживал, и тех, кто готов был укрыть. Уехать в другую страну, он объяснил, что не может. Паспорт аннулировали власти США, а после инцидента с самолетом президента Боливии, который посалили, надеясь обнаружить на борту Сноудена, и летать боится. но свою главную миссию, по его словам, выполнил.
Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы:
- Он сказал, что с пониманием относится к условию, которое было оговорено президентом России, о том, что при получении политического убежища он не должен совершать действий во вред Соединенным Штатам. Он сказал, что все действия, которые он хотел совершить, он уже совершил, и он не намерен действовать в ущерб Соединенным Штатам Америки.
Сергей Нарышкин, председатель Госдумы РФ:
- К сожалению, в стране, которая требует его выдачи, в Соединенных Штатах Америки, применяется такая мера наказания, как смертная казнь, и думаю, что высока вероятность того, что в случае его выдачи он может быть лишен жизни. Я твердо уверен, что мы не имеем права этого допустить.
Правозащитники теперь займутся оформлением документов. Официального прошения о политическом убежище в России ждут и от самого Сноудена. Если оно будет удовлетворено, то свой вынужденный приют, транзитную зону аэропорта "Шереметьево", он сможет покинуть уже в ближайшее время.
Теперь, когда дело Сноудена приняло новый поворот, развитие событий будет во многом зависеть от президента России. У нас, как и во многих странах мира, вопрос о предоставлении политического убежища решает глава государства. Каким будет это решение - покажет время, но многие политологи полагают, что предоставление убежища бывшему агенту ЦРУ может осложнить российско-американские отношения.