Яркое событие в культурной жизни северной столицы. Петербургская филармония открыла новый сезон концертом под управлением прославленного немецкого дирижера Лео Кремера. Маэстро - давний творческий партнер и желанный гость музыкальной сцены - представил ораторию Гайдна "Сотворение мира" - знаковое произведение, с которого более 200 лет назад началась филармоническая история Петербурга и всей России.
Почетный профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Мангейме, капельмейстер собора в Шпайере. Приглашенный дирижер оркестров в Германии, Италии, Японии, Корее и Мексике. Вот уже более 30 лет каждый год он обязательно находит время приехать и в Россию - выступить с камерным оркестром заслуженного коллектива Петербургской филармонии. И никакие события в остальном, немузыкальном мире не могут этому помешать.
"Когда у нас была пандемия, даже сквозь пандемийные преграды он все равно к нам прорывался. Несмотря ни на что, из любви к филармонии, из любви к музыкантам нашего оркестра маэстро регулярно продолжал к нам приезжать", - рассказал Евгений Петровский заместитель художественного руководителя Петербургской академической филармонии имени Д. Шостаковича.
В афише - оратория Йозефа Гайдна "Сотворение мира" - не просто монументальное произведение. Это веха в истории самой филармонии. Впервые в России она прозвучала в 1802 году именно в этом зале.
"У нас было всего четыре репетиции к этому концерту. Понимаете - всего четыре. Для такого гигантского произведения - это ничто. То количество музыкальных задач, которые ставит Гайдн - работа над штрихами у струнных, над артикуляцией, общим балансом - за четыре репетиции невозможно решить. Помогла именно совместная работа, взаимопонимание, которые длятся уже много лет", - отметил Лео Кремер.
Про этого удивительного дирижера с лицом доброго волшебника в музыкальном мире говорят, что он умеет возрождать заигранные произведения. И разобранного на цитаты Вивальди, и хрестоматийного Баха. Именно это умение в нем так ценят искушенные слушатели и музыканты.
С истинно немецкой дотошностью он добивается нужного звучания - и оркестр, много лет знакомый и с ним, и с произведением, начинает играть Гайдна по-новому.
Даже на репетиции, когда в большом зале филармонии еще нет зрителей и музыканты могут позволить себе свободу в одежде, дирижер работает в элегантном шейном платке. Внимание к мелочам - в этом он весь.
Перед концертом в Петербурге Лео Кремер обязательно посидит в своей любимой комнате - со старинным роялем 19 века. Пролистнет личную партитуру, исчёрканную личными пометками, цветными линиями. И с первым взмахом дирижерской палочки, как обычно, он сотрет на пару часов границы между городами, странами и веками. Потому что настоящее искусство вне времени и вне политики.