Битва за освобождение траулера "Олег Найденов" и 85 членов его экипажа переместилась из Дакара в Москву. В МИД был вызван временный поверенный в делах Сенегала в России Мамаду Диань. Перед замминистра Михаилом Богдановым ему пришлось отчитываться почему моряки не получают медпомощь, отключены от электроэнергии, и испытывают нехватку пресной воды.
"Акцентирована необходимость строгого соблюдения международных норм в отношении прав и законных интересов, находящихся на борту судна российских моряков, включая обеспечение продовольствием и питьевой водой, предоставлением медицинской помощи", - сообщил по итогам встречи официальный представитель МИД Александр Лукашевич.
Российский МИД потребовал освободить судно немедленно. Сенегальская сторона пообещала сделать это как можно быстрее. Правда, в Дакаре заметили, что "Олег Найденов" часто нарушал правила промысла и в ближайшее время доказательства будут переданы в Москву. Впрочем, главное, что случилось к вечеру четверга: на борт начала поступать пресная вода, ее закачивают с французского военного корабля. И наконец, с траулера вывезли мусор, скопившийся за последние шесть дней. Теперь осталось добиться предоставления медицинской помощи. Капитан корабля Вадим Манторов в четверг по телефону общался с российскими журналистами, хоть и чувствует себя лучше, но все равно нуждается в квалифицированном обследовании.
"Судовой врач мне объяснял с картинками что где и как у меня может быть, но я думаю, что ничего страшного. Просто удар был, я думаю, ничего такого криминального там нет", - сообщил капитан.
Медицинская помощь нужна и другим членам экипажа, пострадавшим при довольно жестких действиях сенегальских военных. У буфетчицы, которая вынуждена кормить своих же конвоиров, перевязана рука. У нее подозрение на перелом.
"Мы знаем, ей чуть руку не поломали спецназовцы, а она занималась тем, что угощала их радушно, на камбузе, как я понимаю", - говорит руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
"Ну не то, что угощала, они у нас регулярно питаются. Дежурят 34 человека, автоматчики на мостике. Мы им в еде не отказываем. Вы правильно заметили, что русский человек остается русским человеком, никуда от этого не денешься", - возражает капитан Манторов.
В Росрыболовстве уверяют, задерживать судно у сенегальских властей не было никакого повода. Российские рыбаки в водах Западной Африки работают на основании межправительственных соглашений. В частности, у траулера "Олег Найденов" на ведение промысла есть лицензия от правительства Гвинеи-Бисау. Из этой же страны на борту находились два инспектора. И все обвинения в браконьерстве беспочвенны.
"Со времен еще Магелана известно, что на судне есть судовой журнал, достаточно на него взглянуть, чтобы понять, где в тот или иной момент находился траулер, проследить по карте треки его движения и собственно отсутствие обвинений и свидетельствует о том, что какая-то двусмысленная ситуация", - говорит Савельев.
Двусмысленную ситуацию, по всей видимости, будет разбирать Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге. Судовладелец, которому простой траулер каждый день обходится в миллион рублей, уже готовит соответствующие иски. Не исключено, что за судебной защитой обратятся и пострадавшие моряки.
Александр Огородников. Юлия Олейник. "ТВ Центр".