Помощь, о которой просила Агафья Лыкова, словно ответ на ее молитвы, пришла с неба. Вертолет МЧС доставил отшельнице продукты, медикаменты и, главное, людей. О том, что женщина больше не справляется в одиночку, она призналась в письме, которое отправила в редакцию "Красноярского рабочего". "Со слезами и плачем прошу вас, не оставьте страждущую в беде. Нужна помощь - с дровами, по хозяйству", - зачитал письмо главный редактор газеты "Красноярский рабочий" Владимир Павловский.
Гостей Агафья Карповна встречает с радостью. Она показывает, где оставить продукты, куда помочь перенести дрова и воду. И тут же удаляется. Камер она всегда сторонится. Немногие люди, что заботятся о пожилой женщине, хорошо изучили ее нрав и привычки. "Она утречком проснется, конечно, молитвы. Потом покушает, за козами, курами управится. Потом обратно где-то молится. Периодически между молитвами, она полет грядки, косит", - рассказал старший госинспектор заповедника "Хакасский" Леонид Майманаков.
Врач, который прилетел вместе с сотрудниками МЧС, осмотрел женщину и нашел у нее опухоль на груди. Правда, доктор считает, что образование доброкачественное. Пациентка рассказала врачу, что не видит правым глазом, пожаловалась на боли суставах и головокружение. Еле-еле ее упросили принимать медикаменты. Но уезжать из родной заимки она отказывается наотрез. И кто только ее не уговаривал: и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, и журналист Василий Песков, который 30 лет назад открыл историю саянских староверов миру, - всё зря. "Это самый отдаленный участок. Крайне трудно доступный. Сюда мы можем зимой только вертолетом попасть. Когда зима, и много снега, можем попасть снегоходом. Но это в редких случаях", - заявил директор заповедника "Хакасский" Виктор Непомнящих.
Со временем название повести, которую Песков написал о семье хакасских "робинзонов", - "Таёжный тупик", - стало для Агафьи Лыковой роковой действительностью. Все задаются вопросом: "Что дальше?" Ее родные давно умерли. А единственный сосед - бывший геолог Ерофей Седов - сам инвалид. Вакансия на должность помощника для отшельницы открыта не первый год. Но на жизнь в изоляции пока никто не решился. Несколько человек, которые отозвались на новый клич красноярских журналистов, обещают приехать на заимку к Пасхе. Вот только станут ли они для Агафьи Карповны добрыми соседями, или опять погостят и уедут, никто женщине пообещать не может.
Евгения Карих. "ТВ Центр".