Каждый мечтал построить станцию у своего дома: истории московских метростроителей

Сегодня в России отмечают День метростроителя. С праздником московских специалистов поздравил Сергей Собянин на своей странице "ВКонтакте". Глава города отметил: с 2011 года столичное метро выросло почти вдвое. Завершены строительство и реконструкция 250 километров линий, 119 станций, а также 12 электродепо и МЦК. До 30 года откроют больше трёх десятков станций, в том числе - на новых линиях Троицкой, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Также мэр рассказал о станции "Достоевская", которую спустя 70 лет возводят на Кольцевой линии. Сооружать её будут фактически вручную из-за плотной городской застройки. Это будет - первая станция метро с траволаторами в пешеходном переходе.

Гулять под землей для 77 летнего Юрия Погудина - это вполне нормально. Почти 40 лет жизни он посвятил метрострою. "Планерная", "Черкизовская", "Царицыно" и "Алтуфьево" — лишь малая часть станций где работал мастер. За эти  годы он смог не только стать одним из лучших в профессии, но и воплотить свою мечту в жизнь.

"Каждый метростроевец мечтает построить станцию к своему дому. Я жил на Дмитровском шоссе и в марте 91 года был начальник участка на строительстве станции "Петровско-Разумовская". И это 5 минут от моего дома. Поэтому сапоги, каска и мог идти", - говорит Юрий Погудин.

Это сейчас карта подземки состоит из сотен станций и десятков километров путей, а еще в 30-е годы история метро только зарождалась. Первую ветку от "Сокольников" до "Парка культуры" тогда строили простые рабочие.

"Многие пришли с различных заводов Москвы, притом люди совершенно не связанные со строительной работой - это могли быть служащие в администрации, очень много девушек пришло, которые до этого даже молотка в руках не держали. Но вот такой был порыв, энтузиазм по всей стране. И к осени 34 года на стройке работало порядка 70 тысяч человек", - вспоминает Александр Попов, историй Московского метрополитена.

Каждый их шаг под землей был сопряжен с риском: штольни затапливало, мог обвалиться  грунт. Но несмотря  на сложность, люди смогли не только проложить под городом целую сеть туннелей, но и воплотить в реальность архитектурные и инженерные задачи. 

"Изначально все строилось ручным способом. Откатка была ручная вагонетки, породу разрабатывали в лучшем случаи отбойными молотками, а то это была и банальная кирка. Но по мере развертывания работ, конечно, появлялись механизмы", - говорит Александр Попов, историй метрополитена.

Под землей появились настоящие дворцы с неповторимой архитектурой. Благодаря метро москвичи получили возможность быстро доезжать из одного конца города в другой. В годы войны самые глубокие станции служили бомбоубежищем, а строительство новых станций продолжалось не прерывалось и на день. За заслуги перед пассажирами Метрострою вручены четыре ордена, не считая многочисленных премий в области архитектуры.

За годы работы метрополитен так вписался в инфраструктуру Москвы, что стал ее неотъемлемой частью, туристической достопримечательностью и визитной карточкой. Сегодня главный проект метростроя  — Троицкая радиальная линия. Ветка длиной 40 км с 17 станциями станет одной из самых протяженных радиусов и самой  большой  за МКАД.