Печальная дата в истории нашей страны - 17 августа 15 лет назад в России был объявлен дефолт. Миллионы людей в мановение ока лишились своих накоплений, многие и вовсе средств к существованию.
"Мумий Тролль" готовится к гастрольному туру. Расслабленно репетируют в загородном доме. В 1998 году все было не так. Открыв собственную студию звукозаписи с характерным названием "Утекай", в августе группа готовилась выпустить очередной альбом. Релиз был заявлен на пятое число, тираж остался на складах - 17-го в стране объявили дефолт.
Илья Лагутенко, музыкант, лидер группы "Мумий Тролль":
- На этом "Утекай звукозапись" собственно и закончилась. Лично мы оказались в тот момент, если я не ошибаюсь в Прибалтике, и поняли что можно никуда не дергаться, потому что тут даже уже о спасении утопающих речи не идет, потому что все утонули.
Утонули не все. В август 2013 года экс-глава Центробанка Сергей Дубинин выступает с лекцией. Тема - дефолт. В 1998 году встречи с Дубининым требовали миллионы россиян. Ограничились эстетикой плакатного жанра. Могло быть иначе.
Сергей Дубинин, председатель Центрального банка РФ (1995-1998 гг.):
- Сейчас, когда узнают, морду не бьют. А тогда я думал, что, наверное, могут. И было бы что-то трудно возразить.
Цены в магазинах выросли в несколько раз, в обменники выстроились огромные очереди. Смена курса происходила каждый час. С полок исчезли мясо и рыба, еще раньше исчезла вера в светлое будущее. "Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо", - обещал тогда Борис Ельцин. "В отличие от многих мы не поверили высказыванию президента Ельцина", - с той поры не все верят и Скуратову.
Юрий Скуратов, генеральный прокурор РФ (1995-1999 гг.):
- По тем временам зарплата генерального прокурора была не очень велика, поэтому хватало только на то, чтобы самые насущные проблемы семейного бюджета решать.
О том что дефолт неизбежен, Михаил Хазин понял в 1997 году. Знаниями он поделился в виде рабочего отчета.
Михаил Хазин, экономист, заместитель начальника экономического управления президента России (1997-1998 гг.):
- Президенту он был представлен в начале октября, и я не знаю, что президент сказал Лившицу. Нам было сказано, чтобы мы работали и как бы этот вопрос больше вслух не поднимали.
"Черный август" уже стал темой для десятка диссертаций. Коротко, как в ролике: правительство живет не по средствам; политика превыше экономики; принимаются нереальные бюджеты; заграница нам поможет; шоковая терапия - дефолт и девальвация.
Михаил Делягин, доктор экономических наук:
- Девальвация напоминает электрошок. Если вы выживите, то некоторое время вы бегаете очень бодренько. Но мы легко могли бы и не выжить.
В 1998 году на "до" и "после" разделились даже не планы на жизнь, а сама жизнь.
Юрий Грымов, режиссер:
- Когда у людей немножко "едет крыша" от всевозможности, и вдруг такое приседание полное. Поэтому я считаю, как говорят: на что опирается старый еврей - на свои колени.
Аналитики и чиновники уверяют, такой дефолт, как в 1998 году, сейчас повториться не может. Но те же эксперты констатируют: и спустя 15 лет доверие населения восстанавливается гораздо медленнее, чем доверие бизнеса. Память тех, кто неделями стоял в очередях, оказалась значительно длиннее памяти профессиональных инвесторов.
Василий Мальцев, Анастасия Дерзаева. "ТВ Центр".