В самолете, летящем в Москву, журналисты обсуждают неслучившуюся командировку на Украину. В их числе и наша коллега – Лилия Попова. Съемочную группу "ТВ Центра" развернули в донецком аэропорту. После часовой беседы представителей СМИ проводили на тот же борт.
"Ну, это чистый допрос был, по-другому это не назовешь. Вопросы задавали такие – кем работаешь, сколько денег, предъяви. Причем в тоне, который равноценен приказу", - рассказывает журналист.
Размашистый штамп – подтверждение отказа в пересечении границы. Причина у всех одна и та же - недостаточно средств для пребывания на территории страны. Этих средств, согласно постановлению украинского Правительства, должно быть примерно 600 долларов. У нашей съемочной группы было больше 200 тысяч рублей. Однако погранслужба решила, что и этих денег на неделю не хватит. Не хватает, как правило, у журналистов. Так журналист Геннадий попал под горячую руку. Летел с самой Камчатки. В аэропорту его уже встречала невеста, но трогательная встреча так и не состоялась.
"Вот у меня все планы разрушены. Я бросил работу. Прилетел с Дальнего Востока – с Камчатки. Сейчас я, получается, опять лечу в Москву", - сетует он.
В тот же день в Москву улетела съемочная группа Russia Today. Международной телевизионной компании, как и всем не хватило денег.
"Они используют универсальный предлог. Вне зависимости от того, сколько в действительности - много или мало денег у журналиста, чтобы не пускать съемочные группы", - говорит журналист телеканала Russia Today.
Журналист издательского дома "Коммерсант" Андрей Колесников на Украину пытался добраться поездом. Конечной станцией стал Харьков: представителей СМИ высадили на границе.
"Сначала шутили, мол, что это без каски и бронежилета. Потом вступали в идеологический спор по поводу того, что "мы вас высаживали и будем высаживать". Такой диалог происходил, пока мы не дождались справок об освобождении, где написано, где нас депортируют за недостатком финансовых средств", - рассказал Андрей Колесников.
50 тысяч рублей на три дня для зажиточной Украины, как оказалось, не деньги. Причем в финансовой состоятельности обвиняют не только российских корреспондентов. Журналисты Forbes разработали целый план по пересечению границы. Представились бизнесменами и показали бронь в гостинице.
"Пограничникам рассказали, что мы встречаемся с руководителями предприятий крупных, это действительно правда. Мы составили список встреч, назвали компании. Показали деньги – онлайн-выписку со счета. Там порядка 50 тысяч было. На что пограничники сказали, что Украина дорогая страна и здесь нужно не менее двух с половиной тысяч рублей в сутки", - говорит обозреватель Forbes Павел Седаков.
Дорогая страна, которая, к слову, до сих пор не может расплатиться за российский газ, настойчиво укрепляет границу. ОБСЕ и Еврокомиссия уже призвали Украину прекратить войну с прессой. Да и сами украинские политики, кажется, понимают – ни к чему хорошему такие негласные санкции не приведут.
"Необходимо разрешить всем журналистам, независимо от страны, приехать в Украину. Любые запреты на въезд журналистам дают плохой пример демократии",- заявила народный депутат Украины от Партии Регионов Анна Герман.
Радушной встречи на украинской границе уже давно никто не ждет. Ждут всего лишь соблюдения международных норм и свобод журналистов. Тем более в стране, которая так мечтает вдохнуть глоток европейской демократии.
Анна Пешехонова, Сергей Хоренко, Никита Васильев. "ТВ Центр".