На Керченском кладбище с почестями похоронили освободителей Крыма. Останки 39 солдат пролежали на месте боев семьдесят лет. Сколько еще погибших защитников полуострова остаются безымянными, подсчитать невозможно. "На Керченском полуострове потери были колоссальными. За все время боев потери составили около полумиллиона человек", - говорит руководитель общественной организации военно-исторических исследований Владимир Симонов.
В 1943 году десантникам пришлось под пулеметным огнем брать заминированный берег, затянутый колючей проволокой. И таким был лишь один из участков фронта.
От Керченской набережной до горы Митридат не больше двух километров. Сегодня эта прогулка с видом на город займет минут пятнадцать. 70 лет назад советским десантникам понадобилось несколько суток. Чтобы захватить стратегическую высоту, пришлось заплатить страшную цену - тысячи человеческих жизней. Спустя семьдесят лет на горе Митридат участники военно-исторического клуба по фотографии восстанавливают тот исторический для Керчи момент.
В 1944 году от города остались руины. Один из писателей, побывав здесь, признался, что такого не видел даже в разрушенном Сталинграде.
Михаил Петрович Радченко - единственный оставшийся свидетель легендарной обороны аджимушкайских каменоломен. В мае 1943 года, когда Крым был захвачен немцами, десять тысяч бойцов, не успев покинуть полуостров, прятались в подземелье. Там же укрылась часть местного населения. Михаилу Радченко тогда было 15 лет. "Мы вышли с разведкой боем. А немцы дважды колючей проволокой здесь все обмотали. Каждый десять метров блиндажи поставили. В июле сожгли все – есть было нечего. И вот есть там, например, раненный, он ползет, а ты думаешь: "Ну что ты ползешь? Может, ты бы здесь на поверхности остался живой, как-нибудь". Нет, он полз, он знал, что под землей советская земля", - вспоминает Михаил Радченко.
В бывших каменоломнях советские солдаты оборонялись от немцев почти полгода. Взять их штурмом фашисты так и не смогли. В многокилометровых тоннелях оборудовали госпиталь, штаб и казармы. В темноте и холоде самым страшным испытанием стали жажда и голод.
Когда стало понятно, что советские солдаты просто так не сдадутся, немцы стали в буквальном смысле бомбить подземный гарнизон. В землю закапывали многотонные авиабомбы и взрывали. В образовавшиеся отверстия пускали отравляющий газ почти каждый день. Такие воронки можно встреть по всей территории.
Из примерно 13 тыс. человек, которые спустились в катакомбы, после 170-дневной осады в живых остались только 48, в том числе и Радченко. Он попал в концлагерь, был освобожден советскими войсками. В 1944 году ушел на фронт и дошел до Берлина. Всю послевоенную жизнь прожил в Крыму. Недавно получил российское гражданство. "Я получил паспорт, вот он. Советский паспорт, я так его называю. Я вот так его поцеловал и сказал: "Я тебя ждал 23 года". Вы сами видите, что делается на Украине. Они же, как только к власти пришли, сразу что сказали? Запретили русский язык. Запретить язык – значит, ликвидировать нацию. Это же цель фашистов", - говорит Михаил Радченко.
День освобождения Крыма здесь празднуют вот уже несколько десятилетий. К памятникам Великой Отечественной войны на полуострове всегда относились особенно, даже когда на Украине это стало немодно. Здесь хорошо помнят, чего стоила свобода. Символично, что именно в Крыму, за год до победы, был установлен первый в стране памятник, посвященный Великой Отечественной войне.
Борис Максудов, Антон Харченко. "В центре событий", Крым.