Часть подростков, жаждущих острых ощущений, увлекается спортом, пусть даже экстремальным. Парашюты, бокс, картинг в силах унять их жажду. Другим и этого недостаточно. Осваивают зацепинг.
Для железнодорожников и представителей подземки - зацеперы настоящая проблема. Чтобы снять с поезда очередного "прилипалу", поймать и оштрафовать его, уходит время, расписание сдвигается. А нынешний штраф - слишком мал и легко оплачивается из карманных денег. "После того, как мы ловим, знаете, какая мера наказания? 100 рублей штрафа", - говорит начальник московского метрополитена Иван Беседин.
Начальник столичной подземки вообще предложил штрафовать зацеперов на 10 млн рублей и даже ввести для них уголовную ответственность. Конечно, это было сказано в сердцах. Пока планируют увеличить штраф в 50 раз. "Мы предлагаем сделать по максимуму, то есть пять тысяч рублей штраф на гражданина. Ну и предлагали увеличить эти штрафные санкции вплоть до 25-50 тыс. рублей при групповом нарушении. Но пока законодательством, а именно кодексом об административных правонарушениях РФ, на гражданина можно наложить штраф не выше пяти тысяч", - сетует и.о. начальника отдела противодействия нарушениям правил пользования московским метрополитеном Олег Кобзев.
Роман Громов - зацепер со стажем. И уже далеко не подросток. Говорит, что билет на электричку последний раз покупал девять лет назад. Ужесточения штрафов его не пугают. "Меры по борьбе с зацепингом, конечно, принимаются, но я бы не сказал, что они эффективные. И что их, в принципе, можно сделать эффективными. Дело-то даже не в самом штрафе, полмиллиона он или 10 тыс., в любом случае зацепер старается избежать штрафов", - считает Роман.
Каждый год на железной дороге погибает как минимум один зацепер. Сухая статистика, которую должен знать каждый, считают железнодорожники.
"Мы сейчас приобрели четыре новые состава и приобретаем в этом году 26, они снабжены видеорегистраторами. На этих составах машинист будет видеть, что сзади есть зацеперы. Это значит, что надо пригласить на ближайший остановочный пункт дорожную полицию, и, возможно, она сможет кого-то поймать", - говорит руководитель департамента по связям с общественностью "Центральное ППК" Илья Черняев.
Если поймать сложно, то можно попытаться не допускать зацеперов к их опасным "игрушкам". К примеру, если на каждой платформе в конце каждого состава будет дежурить полицейский, то прицепиться к поезду будет гораздо сложнее. И хотя бы часть экстремалов это отпугнет.
Кристина Одиноченко, Константин Степанов-Молодов. "ТВ Центр".