Одесситы уверены, что события 2 мая были спланированной акцией

Выпуски новостей Людмила Петрова не может смотреть спокойно. Снова и снова с экрана ей напоминают о том, что происходило в одесском доме Профсоюзов.

Ночные кошмары, резь в глазах от угарного газа, кашель и глубокие раны на руках. А еще - обида и ненависть к тем, кто ее, пенсионерку Людмилу Петрову, сразу после трагедии назвал террористкой и одесским шашлычком.

Вспоминает: 2 мая, чтобы узнать последние новости, пришла на Куликово поле. Там сторонники федерализации разместили свой палаточный городок. Вдруг кто-то крикнул, что рядом, на Греческой улице беспорядки, и боевики "Правого сектора" с минуты на минуту будут здесь, нужно уходить. Безоружная толпа в две сотни человек в поисках убежища забилась в Дом профсоюзов. Люди еще не знали - на самом деле это была ловушка. По заранее подготовленному сценарию кто-то сразу отключил воду в здании и начал поджигать этажи.

"Мы там стол подтянули - какой-то в коридоре был - сами приперли, а они разбили окно и кинули шашку и пошел черный дым. Мы задыхаться стали, а дым, так он быстро пошел", - рассказывает Людмила Петрова.

Оказавшись в огненном плену, люди начали метаться по коридорам, кто-то выбрасывался из окон. Петрова и еще две женщины вылезли на подоконник, чтобы хоть как-то дышать. То, что они увидели на улице - не забудут никогда.  

Спаслась она благодаря неизвестным парню и девушки. Те подставили лестницу к окну.  Дальше - все как в тумане. Путь сквозь человеческий беснующийся коридор, кто-то протягивает бутылку с водой, а потом - заталкивает в машину и отвозит домой. Свое спасение Людмила Петрова называет чудом.

"Откуда они взяли лестницу. Подставили, и кричат нам: "Давайте быстрее". Мы выскочили, и тут же эту лестницу выхватили. Никто не вылез больше", - говорит Петрова.

Тех, кому удалось спастись, заставляли ползти на коленях и жестоко избивали. По некоторым данным, в здание проникли и провокаторы. Душили людей, женщин - насиловали, стреляли в них, а потом обливали лицо бензином и поджигали. Чтобы не оставлять следов. У многих обгорела только верхняя часть тела. Одесские судмедэксперты публикуют итоги: пять человек застрелены, восемь разбились при падении с высоты, 24 умерли от ожогов и отравления угарным газом. Но многие уверены: эти цифры намеренно занижены, в Доме профсоюзов казнили более 100 человек.

"Звонят и говорят и пишут - что домой не вернулись. Среди больных - нет, среди живых нет - значит люди куда-то исчезли, где они", - спрашивает Петрова.

Одесский журналист Сергей Дьячук утверждает, что расправа над людьми в Доме профсоюзов — вовсе не случайность, а спланированная акция.

"Накануне в город Одессу был приезд одного из организаторов антитеррористической операции на юго-востоке — Парубия. Он приезжал в Одессу, встречался с губернатором, обсуждение происходило за закрытыми дверями. Действия самих боевиков были слажены и организованы, при этом правоохранительные органы в лице милиции не принимали в этом совершенно никакого участия", - заявляет Дьячук.

Подтверждение - на кадрах с места событий: человек в бронежилете — один из зачинщиков провокации — ведет прицельный огонь прямо из-за милицейского оцепления. А за спиной другого боевика спокойно стоит заместитель главы одесской милиции. Позже он шагает в ногу с красноленточниками. В эпицентре беспорядков его коллеги, переодетые в футбольных фанатов, а также боевики "Правого сектора".

Украинские власти о случившемся не сожалеют. Продолжают бороться с невидимыми российскими агентами и обвиняют в бездействии собственную милицию. Тем временем люди в Одессе четвертый день не снимают траур. Скорбят и в Москве.

К диппредставительству Украины в столице люди по-прежнему несут цветы и зажигают здесь свечи в память о погибших. Сами одесситы уверены - это не последняя пролившаяся кровь. На 9 мая киевские власти назначили новый этап так называемой антитеррористической операции. Уже сегодня в город на спецпоездах присылают вооруженное подкрепление.

Ольга Оксенич, Дмитрий Ситковский и Антон Дубнов. "ТВ Центр", Москва.