Бои в окрестностях Славянска, Краматорска, в меньшей степени Донецка между украинскими силовиками и ополчением народных республик не утихают. По населенным пунктам бьют минометы и артиллерия. По традиции, часть снарядов летит в жилые дома. Поврежденными оказываются водопровод, линии электропередач. Судя по всему, у силовиков главный упор теперь на артиллерию, потому что даже самолеты ополченцы научились сбивать. ВВС потеряли два самолета Су-25. Авиация больше не рискует опускаться ниже трех километров. А из верхних эшелонов нанести прицельный ракетный удар практически невозможно. Население осажденных городов привыкает жить в постоянном полумраке бомбоубежищ и страхе. Вернуться в свои квартиры не могут. И покинуть город тоже.
"Гакает так, что мама не горюй. Вчера шел домой - пять домов разрушено. Сейчас уже никто и не вывозит из Славянска. Везде тормозят. Детвору вывозят, вчера видел, еще три автобуса вечером. Самолеты летают, а они прут", - рассказывает житель Славянска.
Пока ещё исполняющий обязанности президента Александр Турчинов в новенькой армейской амуниции, но в явно коротковатом бронежилете, приехал к Славянску, чтобы лично поруководить так называемой антитеррористической операцией. Геройски, под канонаду, он награждает офицеров именным оружием.
Турчинов отдает приказ частично закрыть границу с Россией, утверждая, что через нее поставляется оружие. О том, что открытая граница была последней надеждой для беженцев, власти Украины молчат.
"Один из главных моментов - это полное перекрытие границы в центральной части Луганской области и на юге Донецкой области. Через нее поступает оружие и новые боевики. Я думаю, что локализация террористов будет значительно ускорена", - заявил и.о. президента Украины Александр Турчинов.
В четверг Кабмин страны принял решение закрыть сразу восемь пунктов пропуска на границе с Россией. Прекращено движение через семь погранпунктов в Луганской области, и через пункт "Мариновка" в Донецкой.
На пограничной заставе на украино-российской границе возле города Свердловск непривычно тихо и пусто. Двери открыты и граница отнюдь не на замке. Из оружейных комнат вынесены все боеприпасы. Пограничники с заставы ушли без единого выстрела. Турчинов об этом, наверное, не знает. Едет на специальный полигон, где ему демонстрируют новый бронетранспортер "Дозор-Б".
Машина быстро едет и громко стреляет. А ещё по заверению разработчиков, достаточно дешёвая. И.о. президента гордо говорит, что теперь украинские военные станут ещё мобильнее и эффективнее. О реальном положении дел в армии он не говорит. Вот мнение человека поддерживающего киевские власти и посетившего 30-ю Новоград-Волынскую механизированную бригаду, стоящую на передовой:
"Резервисты, которых забирали от сохи, от комбайна, по большому счету пьют водку, воевать не хотят. Почему призывают людей с сохи, почему не призывают профессионалов, почему со времени мобилизации не призван ни один спецназовец, ни один десантник воевавший?" - задается вопросом командир группы батальона территориальной обороны "Полесье" Василий Щербаков.
Понятно, что на такие вопросы никто не отвечает. Ответственность за погибших в развязанной Киевом войне и жертвах среди мирного населения нести никто не собирается. В Луганске хоронили убитых во время ракетной атаки по зданию обладминистрации. Несмотря на неоспоримые доказательства, официально ни силовики, ни политики так и не признались, что центр города бомбила украинская авиация.
Дмитрий Гусев. Петр Вершинин. "ТВ Центр".