Единственный подъездной путь к знаменитому храму-маяку сегодня закрыт из-за оползня. На территорию можно попасть только пешком. Сезон зимних дождей, которые могут смыть один из соседних склонов, в храме ждут с опасением.
Подъездная дорога к храму буквально нависла над обрывом. Ее многотонный кусок обвалился практически сразу после строительства. Движение наверху сейчас перекрыто, а огромная масса земли продолжает ползти прямо в море.
Архитектор Валерий Савлаев говорит, что примеров такой застройки на всем крымском побережье – десятки. Часто при возведении объектов не учитывали особенностей рельефа, который, как правило. надо тщательно укреплять.
Примерно каждые двадцать пять лет, как говорят геологи, оползни "просыпаются". Очередной пик такой активности приходится на 2014 и 2015 годы. На территории полуострова сегодня больше полутора тысяч таких спящих участков.
Ялтинский дом Чехова больше века назад тоже был построен на опасном участке. Поэтому оползень назвали именем писателя. В шестидесятых, чтобы здание не разрушилось, его опоясали металлическим каркасом. На территории установили противооползневые маяки. С тех пор земля на некоторых участках опустилась на метр, а на доме появились трещины.
Еще один объект, требующий реконструкции, - замок "Ласточкино гнездо". Последний раз его укрепляли сорок лет назад после землетрясения. Главный символ полуострова сегодня частично закрыт из-за угрозы обрушения. Сегодня на его ремонт нужно сто двадцать миллионов рублей.
Научные наблюдения за такими участками в Крыму велись больше века. Составляли специальный реестр, где у некоторых оползней, как у "чеховского", есть свои имена. Но в 2006 году на эти исследования украинская власть перестала выделять средства.
Укрепление и защита берегов предусмотрены федеральной целевой программой по развитию полуострова. Новые исследования должны уточнить количество оползневых участков и их состояние. Скоро геологи вновь приступят к изучению крымской земли.
Борис Максудов, Юрий Ламизин, Дарина Сафонова. "ТВ Центр".