Это видео опубликовал один из пассажиров Boeing 777 малазийских авиалиний. Люди убирают вещи, рассаживаются, пристегивают ремни. Обычный рейс MH-17 Амстердам - Куала-Лумпур. На борту 298 человек. Лететь 12 часов. Из Нидерландов через воздушное пространство Германии, Польши, Украины. В 17:20 по Москве диспетчер из Днепропетровска дает команду лайнеру следовать к точке на российской границе - пилоты молчат, передает "ТВ Центр".
Становится ясно - самолет упал. Густой дым от горящих обломков виден за десятки километров. Совсем рядом донецкое село Грабово, первыми на место прибегают местные жители и ополченцы, контролирующие этот район. Живых не находят.
"Я только что закончил разговор с премьер-министром Голландии, я выразил ему свои соболезнования и пригласил голландских экспертов принять участие в открытом расследовании этого террористического акта", - заявил президент Украины Петр Порошенко.
Киев немедленно обвиняет ополченцев. Самооборона несколько раз сбивала военные самолеты ВВС Украины, но все эти цели летели низко. Прибывший к вечеру на место трагедии один из лидеров ДНР Александр Бородай, заявляет - самопровозглашенной республике приписывают то, что она не делала.
"Даже если бы мы это и хотели сделать, мы бы не могли. Поскольку у нас нет таких средств противовоздушной обороны, которые могли бы достать до самолета, летящего на высоте 10 тысяч 600 метров", - сообщил Александр Бородай.
Международная общественность задается вопросом, почему, учитывая конфликт на юго-востоке Украины, гражданские самолеты вообще продолжали летать над этой территорией. В авиакатастрофе погибли граждане 11 стран, большая часть - подданные Австралии, Малайзии и Нидерландов. Для изучения обломков и поиска тел погибших на место отправляются их эксперты, которые не могут сразу приступить к работе. По прифронтовому району удары наносит украинская артиллерия. Однако Вашингтон уже заявляет - самолет был сбит ополченцами из ракетного комплекса "Бук".
"Мы достали снимки запуска этой ракеты. Нам известна траектория. Известно, откуда он был произведён и когда - в тот самый момент, когда самолёт исчез из поля зрения радаров", - говорит госсекретарь США Джон Керри.
В качестве доказательств Вашингтон и Киев приводят фотографии и видео якобы того самого БУКа, ракетой которого был сбит Boeing. Публикуется запись переговоров ополченцев. Вскоре окажется, что запись смонтирована, а на фото украинский БУК на украинской же территории.
"У нас есть неопровержимые данные о том, что самолет сбили сепаратисты при поддержке России. Сейчас они пытаются скрыть улики", - отметил директор департамента контрразведки Службы безопасности Украины Виталий Найда.
Однако ополченцы передают обнаруженные бортовые самописцы представителям Малайзии. Те подтверждают: приборы не вскрывались. Международные следователи и наблюдатели допущены к месту крушения. Россия единственная из стран предоставляет свои данные объективного контроля. По какой-то причине малазийский Boeing отклонился от курса на 14 километров севернее. Когда связь пропала, самолет находился в зоне обстрела сразу трех украинских "Буков".
"По нашим данным, в день крушения малазийского Boeing-777 группировка противовоздушной обороны вооруженных сил Украины вблизи города Донецка насчитывала три-четыре зенитных ракетных дивизиона комплекса "Бук-М1", - заявил начальник Главного оперативного управления — заместитель начальника Генерального штаба ВС России Андрей Картаполов.
Украинские ракетные комплексы были сфотографированы из космоса, однако после катастрофы один из "Буков" пропал. Кроме того, российские РЛС зафиксировали рядом с Boeing еще один воздушный объект, похожий по характеристикам на штурмовик Су-25. По данным предварительного отчета голландских следователей, опубликованным через 2,5 месяца после трагедии, Boeing был исправен. На обшивке обнаружены многочисленные следы от осколков – вероятно, причиной трагедии стал взрыв рядом к корпусом.
"Доступные изображения с места показывают, что обломки фюзеляжа покрыты множественными отверстиями. Их расположение соответствует повреждениям возможным при попадании множественных частиц, обладающих высокой энергией", - отметил председатель голландского следственного комитета по безопасности Тйибб Йостра.
Возможно, Boeing был сбит именно ракетой класса "воздух-воздух", выпущенной Су-25. Российские авиационные специалисты в качестве наиболее вероятной, назвали ракету "Питон", которая могла быть поставлена на Украину из Грузии. О наличии военного самолета в небе говорили многочисленные свидетели, имя главного из которых рассекретил Следственный комитет России. Евгений Агапов - бывший механик украинских ВВС, заявил (это проверено на полиграфе), что лично видел, как один Су-25 в этот день вернулся без боекомплекта. Однако в июне этого года специалисты оружейного концерна "Алмаз-Антей", изучив обломки, собранные в Голландии, подтвердили другую версию - лайнер был сбит ракетой из комплекса "Бук".
"Данная ракета комплекса БУК была снята с производства в 1999 году, после 99 года ракета не производилась. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить в 21 веке эти ракеты кому бы там ни было. В то же время мы располагаем неопровержимыми доказательствами о наличие такого типа ракет в Вооруженных силах Украины", - отметил директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.
Изучив, под каким углом поражающие элементы входили в обшивку Boeing, специалисты выяснили, что ракета летела наперерез справа. Сблизившись с носом лайнера, она взорвалась. Больше всего пострадала кабина пилотов, левый двигатель и левая часть хвоста.
"Наиболее вероятным районом, откуда могла быть пущена ракета, чтоб создались соответствующие условия ее встречи с самолетом, это район Южнее населенного пункта Зарощинское", - считает советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
В июле 2014 Зарощинское находилось под контролем украинской армии, именно там российские средства объективного контроля зафиксировали установки "Бук". Данные могут подтвердить или опровергнуть в Пентагоне - ведь американский спутник слежения тоже пролетал над Украиной в момент катастрофы. Но США заявили, что предоставили все данные, которые были уместны. Украина же до сих пор не представила планы полетов военной авиации и данные о расходе своих ракет. А следователи эти информацию запрашивать не стали. 40 процентов обломков Боинга до сих пор не вывезены из Донецкой области. И до сих пор неизвестно о проведении важнейшей металловедческой экспертизы, по которой можно точно установить тип оружия. Тем не менее, отчет международных следователей уже подготовлен и отправлен всем заинтересованным странам для высказывания замечаний.
"Мы в соответствии со всеми правилами и нормами подготовили и отправили голландским коллегам свои обоснованные замечания и предложения по содержанию проекта отчета. Это достаточно объемный документ, к его содержанию у нас есть много вопросов и замечаний. Мы, безусловно, в деталях будем готовы все пояснить, после публикации документа. Тем более, что нам есть много, что сказать", - заявил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой.
Российские эксперты надеются, что Нидерланды - они главные в этом расследовании - учтут комментарии наших специалистов. Однако пока комиссия упорно игнорирует многочисленные свидетельства и, по всей видимости, занимает позицию, навязанную Киевом и Вашингтоном еще в первые часы после трагедии. Так ли это, станет известно после публикации окончательного доклада, его представят в начале октября.
Пётр Вершинин, Артём Рассказихин, "ТВ Центр".