Несколько строчек мелким шрифтом могут стать предметом судебной тяжбы, какой Россия, пожалуй, ещё не знала. Житель Воронежа при оформлении кредитной карты поправил текст, записав за банком обязательство не брать проценты. А банк, не заметив правки, договор утвердил. Теперь, не желая уступать, стороны решают, кто кому и сколько должен.
- В какой-то степени это была обычная шутка. Я не думал, что банк на моих условиях заключит со мной договор. Но спустя месяц мне прислали кредитную карту.
Этот сайт в сети появился, как только житель Воронежа получил предложение взять кредит. Потенциальный заемщик отсканировал заявление-анкету от ЗАО "Тинькофф Кредитные Системы". Условия, прописанные в договоре мелким шрифтом, изменил на свои собственные. Cогласно им банк дает беспроцентный кредит, а за каждое изменение в общих условиях платит штраф - 3 млн рублей. Переосмысленный договор заемщик отослал банку. Так появился новый клиент, а потом уже и скандал.
Олег Анисимов, вице-президент банка "Тинькофф Кредитные Системы":
- Банк из-за технического сбоя не смог опознать свой бланк, что именно он является фирменным бланком банка, и выпустил кредитную карту данному клиенту.
Заемщик картой пользовался исправно, почти исправно возвращал долг, но только не проценты и штрафы за просрочку. Представителей банка такое поведение расстроило. Договор с клиентом был расторгнут. Иск на 45 тысяч рублей рассматривал Воронежский мировой суд. Там-то и выяснялось - клиент тоже бывает прав.
- Это я банку предложил условия, а не банк мне. Я отправил банку свою оферту, а не банк мне!
По решению суда мужчина оказался должен всего 19 тысяч. Заемщик долг вернул, но на достигнутом останавливаться не стал. Теперь уже его юристы требуют от банка неустойку за нарушение условий предоставления кредита - по 3 млн за каждый пункт. Пунктов набралось восемь.
Александр Колбасин, адвокат заемщика:
- Претензия была подана на сумму 24 млн рублей. Претензию мы отвезли сами в банк. Хотели поговорить, были готовы к диалогу, но диалога у нас не получилось.
- Часто меня в блоге спрашивают, если нет денег для бизнеса, то что же делать? Вот вам пример.
Олег Тиньков уверен, клиент из Воронежа если и созрел, то не для списка Форбс, а для уголовного дела. Вот что предприниматель написал в своем микроблоге: "Про воронежца, по мнению наших юристов, он не 24 миллиона, а реальные 4 года за мошенничество получит. Теперь это дело принципа".
Принцип в том, что банк требования заемщика считает незаконными и просит суд применить к ним срок исковой давности. Договор с клиентом расторгли еще в 2010 году. Вот только расторгли в одностороннем порядке.
Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей:
- Вот такой прецедент может говорить о том, что банк не согласовывает условия кредитного договора. Соответственно, он выслал условия договора и, если заемщик подписал, следовательно, банку даже не придет в голову, что условия договора могут быть изменены.
По сути, кредитор оказался в ситуации, в которой чаще всего оказывается заемщик. Не прочитал то, что было написано мелким шрифтом. Одни поступок воронежца считают аферой, другие - и это куда большая часть интернет-пользователей - приписывают ему лавры Робин Гуда, косвенно подтверждая, что все большее число россиян берет кредиты.
Сергей Жорин, адвокат:
- Если говорить с точки зрения правовой, то, конечно, свобода договора, и если договор подписан обеими сторонами, то в общем-то эти условия необходимо исполнять. Но что касается перспективы судебной, в случае, если это дойдет до суда, то я очень сомневаюсь, что суд не встанет на сторону банка.
Обе стороны сходятся лишь в одном - дальше будет суд. Ближайшее заседание намечено на сентябрь.
Василий Мальцев, Михаил Бойко, "ТВ Центр".