Встречи с российскими дипломатами в Белграде на площадке ОБСЕ активно добивалась Анкара. Сергей Лавров недоумевал: какими еще новостями могут поделиться турецкие партнеры после сказанного в последние дни публично. Но от переговоров российская сторона не уклонилась – беседа продолжалась около 40 минут, отмечает "ТВ Центр". Глава российского МИД анонсировал, что намерен задать коллеге Мевлюту Чавушоглу несколько вопросов, в том числе о ситуации на турецко-сирийской границе.
"Как я понимаю, руководители США, как лидера созданной ими антитеррористической коалиции, уже публично призвали Турцию перекрыть эту границу. Думаю, что усилий одной Турции будет недостаточно, ей нужно помочь, чтобы была объективная, понятная для всех ситуация", - отметил Лавров.
Речь идет об участке протяженностью около 100 километров, который контролируется террористами ИГ (запрещенная в России террористическая организация) – именно там боевики продают нефть, добытую в Сирии. Накануне Министерство обороны России представило доказательства того, что турецкая сторона не просто не препятствует незаконной активной нефтеторговле, но и заинтересована в ней.
"В этом месте граница со стороны Сирии находится под контролем бандформирований террористической группировки Джебхат-ан-Нусра, которые свободно пропускают на территорию Турции автоцистерны и большегрузные фуры, загруженные емкостями с нефтью. Досмотр этого транспорта не проводится и на турецкой стороне границы. И таких машин мы видим сотни", - заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России Сергей Рудской.
Антитеррористическая коалиция пытается убедить Анкару восстановить порядок в приграничном районе и лишить "Исламское государство" финансирования. Однако первые лица Турции посвятили день восстановлению репутации. Сначала премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил, что страна не ведет "грязных дел" с так называемым "Исламским государством". Президент Тайип Эрдоган, глубоко уязвленный обвинением в том, что его семья лично получает огромные доходы от покупки нефти у террористов, поспешил назвать самого главного выгодоприобретателя. Им, по мнению главы Турции, является человек, имеющий отношение к России.
"Кто приобретает нефть у ИГ? Крупнейший покупатель - Джордж Хашрави, у которого двойное гражданство - российское и сирийское. Он закупает топливо у "Исламского государства", продает его режиму Асада и отправляет на международные рынки, которые связаны с этой преступной схемой", - заявил глава Турции.
Однако доказательства Эрдоган только обещает представить. Серьезную поддержку президенту Турции не смог оказать Вашингтон.
"Несомненно, некоторые из этих контрабандных маршрутов ведут в Турцию. Я не могу этого отрицать. Но это не значит, что турецкое правительство каким-то образом замешано в контрабанде. Нет, это не соответствует действительности", - сказал официальный представитель госдепа США Марк Тонер.
Тем временем, в борьбу с незаконным трафиком нефти минувшей ночью включились королевские ВВС. Сразу после того, как британский парламент одобрил проведение операции. Самолеты Tornado поразили цели в районе нефтяных месторождений, которые контролируются террористами. По мнению российской стороны, прекратить продажу нефти реально за счет совместной операции курдов и американского спецназа. Он базируется в Ираке. Возможность проведения наземной операции сегодня не исключил и госсекретарь США.
"Я думаю, мы знаем, что если мы не найдем какие-то наземные силы, готовые сражаться с ИГ, мы не сможем победить, атакуя только с воздуха", - заявил Джон Керри.
Кроме России, Британии и США начать активные действия в Сирии может в ближайшее время Германия. Уже в пятницу Бундестаг рассмотрит вопрос об отправке в арабскую республику до 1200 военных.
Сергей Лавров по итогам заседания СМИД ОБСЕ заявил, что члены совета готовят совместный документ, который отразит позицию стран организации по борьбе с терроризмом. По его словам, в настоящее время необходимо отложить все разногласия перед глобальной угрозой.
"Разговор подтвердил необходимость отложить в сторону все то, что не касается борьбы с терроризмом - это сейчас главный враг для всех нас, - особенно все то, что мешает этой борьбе. Мы завершаем работу над документом, который эту позицию членов ОБСЕ на уровне министров изложит четко, мы надеемся, и недвусмысленно", - сказал глава российского МИД.