На единственных кадрах спецоперации в курортной Анталье трое граждан России тщательно закрывают лица от камер. И молча садятся в полицейские автомобили. Позже они откажутся от любых контактов с российскими дипломатами. Случай нестандартный. Но все выяснится, как только станет известно имя одного из задержанных, передает "ТВ Центр".
31-летнего Айдара Сулейманова на Родине обвиняют в терроризме. Страну он покинул еще в 2003-м году. В августе 2015-го года МВД Татарстана заочно предъявило Сулейманову обвинения в связях с запрещенной в нашей стране группировкой "Исламское государство". В ноябре Сулейманова объявили в международный розыск по линии Интерпола. Заявка, говорят в российском МИД, давно прошла все формальные процедуры. Так что секретом связи россиянина с террористами для турецких властей точно не были.
"Это тот самый случай, когда обвиненные в террористической деятельности в России экстремисты, к сожалению, на протяжении очень многих лет, мы видим это, весьма вольготно чувствуют себя на территории ряда зарубежных государств. Террористы находятся там в полном ощущении и с полной уверенностью в собственной безопасности и недосягаемости для российского правосудия", - заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
На территории Турции Сулейманов находился как минимум несколько лет. С 2014-го года даже содержался в турецком депортационном центре. Ждал выдворения из страны. Но потом почему-то оказался в Стамбуле. Там, как сообщают источники, наладил весьма прибыльный в нынешней Турции бизнес. Вербовал в ряды исламистов новых боевиков и помогал им добраться до Сирии. Схема отработанная не раз. В прессе десятками публикуются свидетельства перехода боевиков через границу, чему турецкие пограничники не слишком сопротивляются. И данные о массовой отправке исламистов на лечение в Турцию. И это при том, что Анкара – официальный участник антитеррористической коалиции во главе с США.
"Не будем забывать, что это не просто конъюнктурно-политическая ставка, Эрдоган в юности сидел в тюрьме по обвинению в экстремизме. То есть для него это личное. Личная ставка, личная политика. И на проведение ее он положил достаточно большое количество лет", - отметил политолог Кирилл Коктыш.
Эксперты припоминают, как еще во время первой чеченской компании боевики беспрепятственно переходили через турецкую границу. Но тогда Анкара все-таки сотрудничала с российскими спецслужбами, понимая, - пригревать радикалов слишком рискованно. Об этом, кажется, должны были помнить и в США.
Случай, напоминают в российском МИД, далеко не первый. О подозрительных связях с радикалами братьев Царнаевых российские спецслужбы предупреждали американских коллег еще в 2011-м году. Но разведданные положили под сукно. И забыли вплоть до 2013-го года, когда взрывные устройства, размещенные Царнаевыми прямо у финишной черты Бостонского марафона, убьют троих и ранят еще 280 человек.
"Американский конгрессмен Уильям Китинг, член комитета по национальной безопасности палаты представителей конгресса США заявлял "в том, что касается обеспечения безопасности США мы не должны полагаться на Россию. Испытывать зависимость от России в плане получения информации, которая может помочь безопасности США". Вот эта логика, к сожалению, повторяется из раза в раз", - указала Захарова.
А ведь Россия, напоминают в МИД, не раз предупреждала: справиться с глобальной террористической угрозой можно только вместе. Но для этого придется пожертвовать сиюминутными политическими интересами. Цена, которую, как видно, готовы заплатить далеко не все.
Екатерина Выскребенцева, "ТВ Центр".