Пока репортеры разбирали тронную речь королевы на цитаты, букмекерские конторы подсчитывали прибыль. Ставка на то, что Букингемский дворец поддержит выход Великобритании из ЕС, не сыграла. Выступая в парламенте, Елизавета II ограничилась констатацией фактов, передает "ТВ Центр".
"Великобритания проведет новые переговоры по вопросу о членстве Великобритании в ЕС с тем, чтобы он служил интересам всех членов. Параллельно будет внесен законопроект о референдуме по вопросу о выходе из ЕС", - сказала она.
Для премьер-министра такая сдержанная позиция королевской семьи только на руку. Дэвид Кэмерон, который в свое время и предложил провести народное голосование, теперь высказывается куда осторожней. Мол, выход из Еврозоны станет настоящим шоком для национальной экономики. Почти половина производимой в Соединенном Королевстве продукции идет в Европу. Потерять этот рынок – значит лишиться иностранных инвестиций. При худшем раскладе убытки могут составить 200 млрд фунтов стерлингов в год - а это почти 10% ВВП страны.
"Выход из состава ЕС повлечет за собой колоссальные экономические последствия. Британские банки уже не смогут работать в Европе, как прежде. Мы потеряем огромное количество рабочих мест", - указал Кэмерон.
Такая резкая смена политического курса заставила оживиться его оппонентов. Кэмерона тут же обвинили в том, что он использовал идею брексита для победы на выборах. Тогда обещание провести плебисцит помогло консерваторам получить большинство мест в Палате общин. Впрочем, от своих предвыборных обещаний Кэмерон не отказывается – референдум будет. И чем ближе день Х, тем острее звучит агитационная риторика.
"Кто будет счастлив, если мы выйдем из ЕС? Путин будет счастлив. Я подозреваю, что Аль-Багдади тоже. Но наши друзья в Австралии, Новой Зеландии, Америке и во всем мире говорят: это ваш выбор, но мы хотели бы, чтобы вы остались", - заявил Кэмерон.
Почему выход Великобритании из ЕС должен осчастливить российского президента, в Москве не очень поняли. А вот бывшего мэра Лондона такой исход явно порадует. Выступая на днях перед прессой, Борис Джонсон позволил себе слишком вольные исторические параллели. Евроскептик сравнил цели Брюсселя с планами Наполеона и Гитлера. Журналисты поспешили осадить эксцентричного политика.
Журналист: Адольф Гитлер не говорил об объединении Европы, он говорил о завоевании Европы и уничтожении половины ее населения.
Борис Джонсон: вы придираетесь к словам. Я говорю о другом – о том, что такое насильственное объединение, которое происходит сейчас, это антидемократично.
Сторонники Джонсона призывают взять в руки калькулятор. Ведь даже если Великобритания покинет единый европейский рынок, таможенные пошлины все равно окажутся ниже, чем взносы за членство в Евросоюзе. За отделение готовы проголосовать уже свыше 40% британцев. Чуть больше – 46 – не прочь остаться в приемной европейской семье. И только 14% еще не определились. Свое последнее слово жители Туманного Альбиона должны сказать уже через месяц, третье в истории Великобритании народное голосование состоится 23 июня.
Анна Пешехонова, "ТВ Центр".