Нормированное зло: поможет ли России закон о "наливайках"

Ситуация спорная

В центре событий на неделе в России - алкоголь. Точнее, его потребление. Минздрав назвал безопасную дозу алкоголя в сутки, оговорившись, правда, что уж совсем каждый день пить всё-таки вредно. Хотя бы два дня в неделю трезвость должна быть нормой жизни. Минздраву в ответ немедленно прилетело от Геннадия Онищенко. Никто, по его словам, не давал ведомству ни этического, ни профессионального права "нормировать зло". Более того, никто об этом и не просил. Чаще как раз просят с этим злом ну хоть что-нибудь сделать.

Пьяного пилота сняли с рейса после дебоша в аэропорту Тюмени
Россиянам посоветовали пить с понедельника по пятницу
Продавцам алкоголя приготовили новые ограничения

На этом фронте тоже есть предложения. Всю неделю бурно обсуждается так называемый закон о "наливайках" - закон о запрете на продажу алкоголя в небольших барах и кафе, расположенных в жилых домах. Ситуация, как водится, двоякая - с одной стороны малый бизнес, по стране это тысячи рабочих мест, а с другой - песни и пляски до утра у, а иногда и внутри подъезда, и хорошо, если только песни и пляски, а не поножовщина и прочие пьяные прелести.

Ночь, улица, фонарь, дальше тоже по Блоку — In vino veritas. На часах давно за полночь. Сцена у парадного подъезда. Главные герои - посетители питейного заведения в жилом доме. Праздник закончился. Пивная закрылась, но веселье продолжается. Та же проблема у жителей этого дома. Публика "наливайки", как называют такие заведения, плавно перекочевала из бара в подъезд.

— Вот здесь они сидят, вот здесь кушают, пьют. Выхожу из квартиры и боюсь замечания делать.

И ведь не без оснований. Слишком уж бурно пьяные клиенты баров и ресторанов реагируют на любые замечания. Рядом — площадка с качелями и каруселями, но детям там места нет.  

Такая картина по всей стране. Бизнес - прибыльный, торговых точек много. Владивосток - бары, рестораны, рюмочные практически в каждом жилом доме.

— Я считаю, что в жилых домах нужно запрещать. Потому, что молодежь это все видит. Особенно наши подростки, которым по 15-16 лет.

Иркутск — специалисты отмечают: такие вот "наливайки" самое популярное место продажи контрафакта.

Ночью хохот стоит, маты стоят постоянно по ночам. Камни даже летели в окно ко мне. Это с пивного ларька. "Курить в пяти метрах от магазина. У соседей ребенок. Дым попадаем в окно" - такая забота для предпринимателей, скорее, редкость. Небольших баров, ресторанов и кафе в жилых домах в России, по разным подсчетам, 10 тысяч. Идея вроде бы благая - обеспечить местным жителям места для комфортного отдыха.

Только вот отдых этот весьма специфичен: шумные компании, пьяный дебош и другие "прелести". Тут рядом к тому же школа. Так что возмущение соседей вполне объяснимо. Писали жалобы во все инстанции. Ответ один – юридически все чисто. От школы до заведения более 100 метров.

На шумных посетителей предлагают жаловаться в полицию, а ведь шуметь могут круглые сутки. Если для магазинов действует запрет продажи алкоголя в ночное время, то для баров и ресторанов такой нормы нет.

"Пишут, что это - общественное питание, а фактически это прилавок, магазин, где стоят спиртные напитки. Тут же два каких-то столика, стойка кресло и регистрируют это как предприятие общественного питания. Это, кстати, было законодательное не то, что упущение, а нашли лазейку в законодательстве для того, чтобы после 23 часов, в неположенное время можно было покупать спиртное и распивать его", - говорит депутат Госдумы Елена Панина.

Законопроект об ужесточении правил продажи алкоголя в кафе и барах, расположенных в жилых домах в Думу, внесли еще 2 года назад, отреагировав на многочисленные обращения граждан. И не то, что бы документ затерялся где-то в извилистых коридорах. Все это время депутаты вместе с Минфином вырабатывали компромиссную формулировку.

"Розничная продажа алкогольной продукции в организациях общественного питания, расположенных в многоквартирных домах допускается в ресторанах, барах, кафе и буфетах, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров. При условии соблюдения регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя граждан на соответствующих территориях", - говорится в тексте документа.

20 квадратных метров - площадь большой комнаты в хрущёвке. Понятно, что вывеска в таком случае — лишь прикрытие. Главный внештатный нарколог Минздрава инициативу считает правильной, однако уверен - формально подходить к решению проблемы нельзя.

"У меня такое ощущение, что в этом есть какие-то внутренние противоречия. А почему 20 метров, а 21 уже можно? А 22 тоже можно? Мне кажется, что здесь ключевое слово – жилой дом. Алкоголя в жилом доме быть не должно на мой взгляд", - рассуждает Евгений Брюн.

Изначально так и предлагали. На защиту предпринимателей встало Министерство финансов. Законопроект, несмотря на концептуальное одобрение, рекомендовано доработать. "Ограничения могут привести к уменьшению рентабельности добросовестных участников рынка, снижению их активности и конкуренции, закрытию заведений" - это из отзыва правительства. Под удар может попасть в первую очередь малый бизнес.

"Идёт борьба с так называемыми "наливайками", но в итоге выплескиваем ребенка вместе с водой. Пресекая какие-то попытки людей сделать что-то неправомерное, мы давим на бизнес. Давим на добросовестных предпринимателей. Баланс есть у нас. У нас есть законодательство, где всё сказано: где чётко определены уровень шума, где чётко определено все то, что предприниматель должен делать и этого законодательства достаточно", - говорит предприниматель Сергей Миронов.

Именно так, например, происходит в столице. Эксперты поясняют - проблема "наливаек" актуальна, скорее, для регионов, где местные власти просто не могут навести порядок. К тому же московские предприниматели научились  дорожить репутацией.

"Мы вот находимся в жилом доме, на нас жалоб нет, потому что мы ведем себя прилично. Мы соответствуем всем санпинам, мы ведем себя тихо. Мы не делаем громкую музыку после 23. Делаем уборку, и все у нас хорошо. Чем плохи вот эти разливайки? Тем, что там контингент достаточно специфический. На наш контингент не похож совсем. Я представляю, если бы я жил на втором этаже, а на первом была бы разливайка, я бы чувствовал себя не очень хорошо", - говорит директор по маркетингу группы пивных ресторанов Алексей Дубинский.

Словом, речь в очередной раз заходит о той самой "культуре пития", которую государство вот уже несколько веков пытается привить россиянам. В начале 2000-х определились с современными принципами: ограничения по времени и месту продажи. Теперь еще предлагают увеличить возраст, с которого разрешено приобретать алкоголь — до 21 года. Инициатива, как признают многие, спорная, а вот с чем не поспоришь, так это с тем, что принципы эти работают. Пить россияне стали меньше.

"Сейчас в Европе пьют 12-13 литров на душу населения. Есть страны на постсоветском пространстве, где еще выше потребление алкоголя. Россия в связи с этими усилиями снижения доступности алкоголя снизилась до 9 с половиной. Это хороший результат, и я думаю, что, если мы будем двигаться дальше не запретными какими-то мерами, как это было в 85 году, не лишениями народа алкогольной продукции, а вот ограничение доступности", - говорит Евгений Брюн.

Законопроект об ужесточении правил продажи алкоголя сейчас на доработке. Депутаты постараются учесть все замечания и предложения. К рассмотрению вернуться в течение нескольких недель – времени предостаточно, чтобы еще раз все оценить трезвым взглядом.

Матвей Шестаков, Геннадий Свищенков, Павел Дубров, Татьяна Каминская. "В Центре Событий".

Новости по теме
Пивной бар
Пивной бар
Пивной бар
Пивной бар
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ