Президент России Владимир Путин в четверг провел "прямую линию". За четыре часа глава государства ответил на 81 вопрос, почти половина которых касались Крыма и Украины. В ходе общения Путина с гражданами были проведены четыре включения с регионами, а также с Берлином. Свой вопрос президенту задал и бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.
Владимир Путин сегодня уже в 12-ый раз в качестве президента в прямом эфире пообщался с гражданами страны. Задать вопросы главе государства можно было с помощью СМС-сообщений, позвонив в единый call-центр, впервые в этом году можно было записать короткий видео-вопрос. Кроме того поговорить с президентом имели возможность приглашенные в студию гости и граждане из регионов - в ходе прямых включений. Еще до начала программы в ее центре обработки собщений рассказали, что самыми популярными темами стали, конечно, Крым и Украина, а также социальные вопросы и дорожное строительство. Всего до начала прямой линии с президентом и во время ее проведения было принято .... сообщений. И, конечно, Владимир Путин не мог не начать разговор с ситуации на Украине в целом и в ее восточных регионах в частности. Именно этот вопрос задали ведущие "Прямой линии".
- Итак, Украина. События там разворачиваются с невероятной, иногда просто пугающей скоростью. Ну, пожалуй, что два месяца назад, во время Олимпиады, 17 февраля, никто из нас не мог предположить, что к сегодняшнему дню Крым будет частью России, а на востоке Украины местные жители будут буквально руками останавливать бронетанковые колонны, которые отправлены туда по приказу из Киева. Поэтому, Владимир Владимирович, первый вопрос совершенно очевидный. Как вы оцениваете то, что сейчас, сегодня, в эти минуты происходит в Луганской, в Донецкой областях?
- Для того чтобы дать характеристику этим событиям, я позволю себе вернуться чуть-чуть назад, что же произошло в Украине за последнее время. Мы знаем, что в своё время президент Янукович отказался подписывать документ об ассоциации с Евросоюзом, но он не отказался даже, а сказал, что он на таких условиях не может подписать, потому что это будет резко ухудшать социально-экономическое положение Украины и граждан страны. И заявил, что ему нужно подумать и поработать над этим документом вместе с европейцами. Начались известные беспорядки, которые привели в конечном итоге к антиконституционному перевороту, к вооружённому захвату власти. Это кому-то понравилось, а кому-то нет. И на востоке, и на юго-востоке Украины люди забеспокоились за своё будущее, за будущее своих детей, имея в виду, что они наблюдали и всплеск национализма, и угрозы в свой адрес, и желание отменить некоторые права национальных меньшинств, в том числе русского меньшинства, хотя это условно, потому что всё-таки русские в этой части Украины всё-таки являются коренными жителями, но была предпринята сразу попытка отменить решения, связанные с использованием родного языка - это всё, конечно, людей насторожило. Что дальше стало происходить?
Вместо того чтобы наладить диалог с этими людьми, на места губернаторов, руководителей регионов из Киева прислали своих назначенцев. Это местные олигархи, миллиардеры. Люди и так к олигархам относятся с большим подозрением и считают, что они нажили свои миллиарды, эксплуатируя народ и разворовывая государственное имущество, а тут еще их прислали в качестве администраторов, руководителей целых регионов, конечно, это вызвало дополнительное недовольство. Люди начали выдвигать из своей среды лидеров. Что сделала власть с этими лидерами? Пересажала всех в тюрьму. И это на фоне того, что националистические формирования не разоружаются, а наоборот, начали всё больше и больше угрожать применением силы на Востоке. На Востоке люди сами начали вооружаться. И вместо того чтобы осознать, что происходит нечто неладное в украинском государстве, и предпринять попытки к диалогу, начали еще больше угрожать силой и дошли до того, что двинули на гражданское население танки и авиацию. Это еще одно очень серьезное преступление киевских сегодняшних властителей.
Надеюсь, что удастся всё-таки понять, в какую яму, в какую пропасть движется сегодняшняя власть и тащит за собой страну. И в этом смысле считаю очень важным начало сегодняшних переговоров, потому что, на мой взгляд, очень важно сегодня вместе подумать на тему о том, как выходить из ситуации, предложить людям вот этот настоящий, не показной, а настоящий, диалог. Ведь сегодняшние киевские руководители приезжают на Восток, но с кем они там встречаются? Они встречаются со своими назначенцами. Так для этого не надо в Донбасс ехать, для этого достаточно вызвать их в Киев и провести там совещание. С людьми надо разговаривать и с их реальными представителями, с теми, кому люди доверяют. Надо выпустить всех из тюрем, помочь людям организоваться, выдвинуть дополнительных лидеров и начать диалог.
Вот на востоке говорят о федерализации, в Киеве уже, слава богу, говорят о децентрализации. А что за этими словами? Нужно сесть за стол переговоров и понять, о чём идёт речь, и найти решение. Только в ходе диалога, в ходе демократических процедур, а не с использованием Вооруженных сил, танков и авиации можно навести порядок в стране.
- Что вы ответите на заявления, которые звучат на Западе и в Киеве о том, что за выступлениями на востоке Украины стоит Россия, буквально "рука Москвы" и организует это, и финансирует? И более того, утверждается, что там действуют некие российские подразделения.
- Чушь это всё! Нет на Востоке Украины никаких российских подразделений, нет специальных служб, нет инструкторов, это всё местные граждане. И самым лучшим доказательством этому является то, что люди, что называется, в прямом смысле слова сняли маски. И своим западным партнёрам я сказал: "Им некуда уходить, они никуда не уйдут, они хозяева этой земли, и нужно разговаривать с ними".
К юго-востоку мы ещё наверняка вернёмся сегодня, по ходу нашего разговора. А пока о Крыме, о том, как было принято Вами решение по Крыму. Ведь за всё время Вашей политической карьеры Вы даже намёка не давали на тему Крыма. Наверняка думали об этом, но в частных беседах даже не упоминали Крым.
- Как было принято решение? Расскажите об этом еще раз. Был ли кто-то против из вашего ближайшего окружения? И как вы оценивали диапазон возможных рисков: от введения санкций до гражданской войны, которая на наших глазах разворачивается?
- Риски заключались, прежде всего, в том, что угрозы в отношении русскоязычного населения были абсолютно конкретными и осязаемыми. Именно это побудило народ Крыма, граждан, которые там проживают, задуматься о своем будущем и обратиться к России за помощью. Но именно этим и мы руководствовались.
Я уже говорил в своем недавнем выступлении в Кремле о том, что Россия никогда не планировала никаких аннексий и никаких военных действий в Крыму, никогда. Наоборот, мы исходили из того, что мы будем строить наши межгосударственные отношения с Украиной, исходя из сегодняшних геополитических реалий. Но мы также всегда думали и надеялись на то, что наши русские люди, русскоязычные граждане Украины будут проживать в комфортных для себя политических условиях, в комфортной обстановке и не будут никак притесняться, им не будут угрожать.
Вот когда возникла именно такая ситуация – ситуация с возможными угрозами и притеснениями, и когда народ Крыма начал говорить о том, что он стремится к самоопределению, тогда, конечно, мы и задумались о том, что нам делать. И именно тогда, а не какие-то там 5, 10, 20 лет назад было принято решение о том, чтобы поддержать крымчан.
Никто из членов Совета Безопасности, с которыми я обсуждал эту проблему, никто не возражал, все поддержали мою позицию. И мне очень приятно, даже более того, всё, что было изложено в качестве плана действий, всё было неукоснительно исполнено очень профессионально, быстро и решительно.
- Организация такого сложного референдума в кратчайшие сроки, и вопросы безопасности, и то, как были разоружены украинские части – это всё было сделано настолько стремительно, что создавалось ощущение, что это невероятно долго готовилось.
- Нет, ничего не готовилось, всё делалось, что называется, "с колёс", исходя из реально складывающейся ситуации и требований текущего момента, но исполнялось действительно в высшей степени профессионально.
Наша задача заключалась не в том, чтобы действовать там, в полном смысле, Вооруженными силами, наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить безопасность граждан и благоприятные условия для их волеизъявления. Мы это и сделали. Но без позиции самих крымчан это было бы просто невозможно.
Более того, я вам скажу, что до последнего момента, просто до последнего дня я в той речи, которую потом произносил в Кремле, не писал последней фразы, а именно: "вношу в Федеральное Собрание федеральный закон о присоединении Крыма", потому что я ждал результатов референдума. Одно дело – это социологические исследования, одно дело – настроения определённых групп, а другое дело – волеизъявление всех граждан этой территории в целом. Для меня очень важно было узнать, увидеть, каково же это волеизъявление.
И когда стало ясно, что явка составила 83%, что более 96% высказались за присоединение к Российской Федерации, стало очевидно, что это абсолютное, просто практически полное большинство, если не сказать, всё крымское население. В этих условиях поступить иначе мы не могли.
И, разумеется, первый город, который вышел на прямую связь со студией в Гостинном дворе, стал Севастополь. Новые граждане России смогли задать вопрос своему президенту. И, как выяснилось, в первую очередь их волнует то, что россияне и украинцы в сложившейся ситуации не понимают друг друга по многим вопросам и даже становяться врагами, граница пролегла между семьями. В данном случае, по словам Владимира Путина, главное НЕ поддаваться эмоциям. В итоге мы найдем взаимопонимание. Наши страны всегда были и будут рядом, сказал президент, нас связывает большое количество интересов. И на Украине поймут, что Россия не могла поступить иначе, братский народ должен с уважением относится к тем, кто проживает в Крыму. Чего сейчас не наблюдается по многим вопросам, в частности это касается банковского сектора. О чём говорил еще один житель Севастополя.
В первую очередь хотел бы высказать благодарность Вам, Владимир Владимирович, действительно от имени всех крымчан за то, что мы вернулись на Родину благодаря Вашей решительности. И теперь мы гордо можем назвать себя россиянами.
- В связи с тем, что самозваное правительство в Украине делает всё возможное, чтобы сделать жизнь крымчан здесь невыносимой, происходят такие вещи, как, например, банковская сфера практически вся уходит из Крыма. То есть на сегодняшний день есть проблемы с обменом гривны, с тем, что люди не могут в каких-то моментах осуществить свои платежи. И, в частности, пенсионеры, допустим, которые копили длительный период времени какие-то свои сбережения, откладывали их на последний день, они сейчас не могут их получить, потому что украинские банки просто игнорируют требования и законные интересы вкладчиков.
Владимир Владимирович, вопрос следующего свойства. Каким образом российское правительство может урегулировать данную ситуацию?
- Это сегодня одна из наиболее острых и слабо урегулированных проблем. Уверен, что есть и другие, вы знаете об этом, и энергетика, и вода. Но банковская сфера пока полностью не решена. Мы будем пытаться договариваться с украинскими партнерами, пока это не получается. И "Ощадбанк", и "Приватбанк" господина Коломойского и его руководителя отделения в Крыму товарища Финкельштейна, он пока не идет нам навстречу, и обороты в гривне ограничены. Но это не оставляет нам другого выбора, как переходить более ускоренными темпами на рублевый оборот. Вопрос заключается в открытии счетов для юридических и физических лиц, в создании собственной сети. Это требует времени, для того чтобы сделать это на должном уровне. И я думаю, что потребуется еще примерно месяц для того, чтобы открыть нужное количество счетов и создать ту сеть, о которой я сказал, оснастить ее современной техникой.
Вместе с тем вы сейчас упомянули о пенсионерах, о бюджетниках, я знаю, что и в экономике в целом возникают определенные сбои, это всё преходящее, мы всё это преодолеем.
Но пенсионеры и работники бюджетной сферы, вы знаете, у нас уже принято решение правительством Российской Федерации, они должны быть приравнены по уровню своих доходов к российским пенсионерам, к российским бюджетникам. И именно для того, чтобы не было резкого скачка, для того, чтобы не подтолкнуть инфляцию и дополнительный рост цен, который в Крыму и так уже наблюдается, мы приняли решение действовать поэтапно, в четыре удара: на 25% поднять доходы крымских пенсионеров и бюджетников с 1 апреля, потом еще на 25% – с 1 мая, на 25% – с 1 июня и закончить окончательным повышением 1 июля. Вот за этот промежуток времени доходы пенсионеров и доходы бюджетников, а в случае с пенсионерами рост – это 100%, то есть разница между доходами российских пенсионеров и крымских пенсионеров - у нас пенсионеры ровно в два раза больше получают, у нас в этом году будет 11 600, а в Крыму в рублевом эквиваленте это где-то 5500, то же самое и по бюджетникам, бюджетники у нас получают в России в два, два с половиной раза больше. Ну а военнослужащие, и в Крыму будет достаточно много служить именно крымчан, они получают, наши военнослужащие сегодня получают в четыре раза больше, чем получают украинские военнослужащие.
Поэтому надеюсь и уверен, что люди, проживающие в Крыму, почувствуют и материальные плюсы, и преимущество присоединения к Российской Федерации. Мы исходим из того, что все льготы и преимущества, которые имели жители Крыма в рамках Украины и в составе Украины, они не должны быть потеряны. И если даже чего-то нет в России или не было в России, мы с помощью дополнительных субсидий крымскому бюджету эти преференции сохраним. Кроме этого, конечно, жители Крыма и Севастополя получат все социальные нормы, все социальные выплаты, которые предусмотрены российским законодательством для всех граждан России.
- Сейчас считается, что Крым – это всего лишь отдых, туризм, и не более. А как же наша промышленность и сельское хозяйство? Какие шаги будут предприняты Россией для развития всех отраслей в Крыму?
И второй вопрос: Вы обещали, что в Крыму будет создана свободная экономическая зона – что это будет значить для рядовых крымчан?
- Вы абсолютно правы, Крым – это туризм и отдых, но не только, в Крыму очень хороший промышленный, сельскохозяйственный потенциал, и мы будем это развивать. В чём он заключается? Есть жизнеспособные предприятия, они требуют дополнительной модернизации и их докапитализации, и, конечно, мы будем это делать. Я уже упоминал о судостроении и судоремонте, но есть и другие промышленные кластеры, если не кластеры, то предприятия весьма перспективные, есть очень перспективная инфраструктура, в том числе портовая инфраструктура и так далее, есть сельское хозяйство. К сожалению, скажем, по сравнению с 1990 годом, если сравнить результаты работы крымского сельского хозяйства в 2013 году, сельхозпроизводство упало на 60%. В 2013 году сельхозпредприятия Крыма производили только 40% от того, что они производили в 1990 году. Сельское хозяйство тоже нуждается в дополнительных инвестициях. Есть и вопросы, которые нужно будет решать, например, рисоводство связано с большим использованием воды, с этим уже есть проблемы. Это требует времени и капиталовложений. И мы тоже будем это делать. И сфера услуг, все-таки про это тоже забывать нельзя, всегда Крым славился, и о нем говорили не только как о базе Черноморского российского военного флота, но и как о Всероссийской и Всесоюзной здравнице. Мы будем развивать, конечно, и это. К сожалению, материально-техническая база предприятий отдыха, санаториев, курортов пришла в упадок. Наши специалисты, которые посещали Крым, знакомились с этими предприятиями, с этими базами отдыха, домами отдыха, санаториями, пришли к выводу, что по российским санитарно-эпидемиологическим нормам их даже нельзя на сегодняшний день, некоторые из них во всяком случае, использовать для проживания людей.
На вопрос, как же здесь люди отдыхали, стыдно сказать, но ответ такой странный: "Ну чего там, шахтеры приезжали, им всё равно, они махнут там полстакана – и на пляж". Мы не можем так подходить, понимаете, к организации отдыха россиян, поэтому это тоже будет требовать дополнительных капиталовложений. И вот та самая свободная экономическая зона, о которой вы только что сказали, должна позволить российскому капиталу с известными преференциями прийти на территорию Крыма и Севастополя с тем, чтобы развитие было ускоренным.
У крымчан есть и свои предложения, вот недавно мы с Чалым встречались, с Алексеем Михайловичем, он сформулировал идею создания некоего агентства по развитию. Безусловно, и эти идеи тоже будут нами поддерживаться. Так что, я уверен, мы с вами на правильном пути и обязательно добьемся положительных зримых результатов.
На волне воссоединения Крыма с Россией граждане, похоже, не могли не спросить про Аляску. Владимир Путин считает такие разговоры несерьезными. И пенсионерке Фаине Ивановне, она и задала такой вопрос, ответил: "Зачем она вам? У нас северная страна. Аляска - это разве южное полушарие? Там тоже холодно. Давайте не будем горячиться?"
Продолжая тему Крыма, Владимир Путин заявил, что Россия сделает всё для реабилитации крымских татар и других народов полуострова, пострадавших в свое время от репрессий. В администрации президента уже готовится соответствующий указ. Ну а сам новый субъект Российской Федерации, по мнению главы государства, уже в недалекой перспективе станет регионом-донором. Владимир Путин добавил, что его украинские коллеги признались - Крым искусственно делали дотационной территорией. Из него вытягивали деньги и перераспределяли в другие места. И это не единственная проблема. То, что происходит в России и на Украине порой трактуется вовсе не с объективной точки зрения. Присутствовавший в студии известный писатель Сергей Лукьяненко спросил президента, как сделать так, чтобы позицию России, наконец, услышали?
- Наш голос, позиция России не слышна, она не слышна на Западе, она всячески закрывается на самой Украине. Как Вы думаете, как мы можем всё-таки донести свою точку зрения и можем ли мы вообще это сделать? Можем ли мы убедить Запад слушать нас и понимать нас?
- Услышат, но в то же время, я тоже только что об этом сказал, существует определённое опасение в отношении самой России, её масштабов, её возможного потенциального роста и мощи, и поэтому предпочитают нас тоже разукрупнить, растащить. Услышат ли в этом случае наши партнеры? Повторяю, чем они в значительной степени руководствуются, но мне всё-таки кажется, что должны услышать, потому что в складывающемся современном мире, имея в виду тенденции его формирования на ближайшую историческую и более отдаленную историческую перспективу, весь этот мир, вся Европа, я уже об этом говорил, от Лиссабона до Владивостока, должны объединиться, чтобы быть конкурентоспособными и жизнеспособными в бурно развивающемся мире. Это чрезвычайно важное обстоятельство. Надеюсь, что наши партнёры нас услышат и поймут.
- Мы отказываемся общаться с нынешними киевскими властями, считаю их нелегитимными, сомнения вызывает и законность объявленных на май выборов Президента Украины. Можно и дальше с ними не разговаривать, но Украина никуда не уплывёт от границ с Россией. С её властями, легитимными или не очень, всё равно придётся договариваться. Может быть, не терять время и начать диалог со всеми потенциальными победителями президентской гонки?
- Мы действительно считаем сегодняшние власти нелегитимными, и они такими быть не могут, у них нет общенационального мандата на управление страной, и это всё за себя говорит. Вместе с тем мы не отказываемся от контактов с кем бы то ни было, на министерском уровне контакты открыты, и наши министры поддерживают свои отношения с украинскими коллегами. Дмитрий Анатольевич Медведев разговаривал с Яценюком, Нарышкин разговаривал с Турчиновым, они тоже в контакте. Что касается кандидатов в президенты, то вы знаете, как проходит президентская гонка. Она проходит абсолютно недопустимо, в абсолютно неприемлемых формах. Если дальше всё будет происходить таким образом, то мы, конечно, не сможем признать всё, что происходит, всё, что будет происходить после 25 мая, легитимным.
Какие же это легитимные выборы, если кандидатов с востока постоянно избивают, обливают какими-то чернилами и так далее, не допускают для встреч с избирателями? Что это за избирательная кампания? Я уже не говорю о том, что, строго говоря, по Конституции Украины – вот Ирина Хакамада задавала вопросы, связанные с легитимацией, по Конституции Украины, если ее не поменять, – ведь, если не поменять Конституцию, новые выборы, при наличии действующего, юридически действующего президента Януковича, проводить просто невозможно. В соответствии с действующей Конституцией нельзя избирать нового президента, если есть живой действующий, юридически полноценный президент. Значит, если мы хотим, если они хотят, чтобы выборы были легитимными, то нужно, наверное, как-то Конституцию изменить и поговорить уже и о федерализме, и децентрализации, и так далее. Но здравый смысл просто это подсказывает.
Можно, конечно, и дальше действовать вне рамок здравого смысла – к чему это приведет, я не понимаю. Но мы в контакте со всеми. Лидер президентской гонки сегодня господин Порошенко. Значительная часть его бизнеса – в России. Он производит у нас конфеты и карамель, которую многие здесь, наверное, пробовали, даже не зная, что хозяином этого предприятия является господин Порошенко, лидер в сегодняшней президентской гонки.
Госпожу Тимошенко я знаю лично хорошо. Она, хоть и призывает там "расстреливать русских из атомного оружия", я думаю, что это сделано, скорее всего, в ходе какого-то эмоционального срыва. Но мы с ней хорошо знакомы. Кстати говоря, она подписывала известные газовые контракты, которые сегодня ее же соратники по партии и участники подписания этого контракта отказываются выполнять. Но у нас в свое время с ней были достаточно добрые деловые отношения. Я не знаю лично других представителей с востока - Царева и бывшего харьковского губернатора, – но в целом мы представляем, что это за люди. И мы, разумеется, будем работать со всеми.
И еще про газ. Владимир Путин подчеркнул, что последние года Украина худо-бедно, но платила за поставки по формуле, которая была утверждена еще при Тимошенко. Но с приходом после госпереворота новых киевских властей деньги за газ вообще перестали поступать. Президент отметил, что Россия по контракту имеет право уже сейчас требовать от Украины предоплаты, но готова подождать еще месяц, понимая трудности Киева:
- Мы готовы ещё потерпеть, мы будем терпеть месяц. Если и за месяц, за следующий месяц, никаких платежей не будет, то мы в соответствии с контрактом перейдём на так называемую предоплату. Что это означает? Это означает, что Украина должна нам будет заплатить деньги за месяц вперёд, какую-то сумму, и мы поставим им ровно столько, сколько они нам заплатят денег. Это очень тяжёлый способ расчётов, он может привести к сбоям в транзите нашего газа европейским потребителям. Именно поэтому мы проявляем такую корпоративность, такую договороспособность и терпение.
Впервые в практике проведения "Прямой линии" с президентом состоялось включение из-за рубежа. На связь со студией вышел Берлин. Свои вопросы Владимиру Путину могли задать иностранные политологи с мировым именем. Они спрашивали о дальнейшем взаимодействии России со странами Запада, каким президент видит будущее Европы в связи с украинским кризисом. На это глава государства сказал, что Россия не стремится испортить отношения с ЕС. И очень надеется, что этого нет и в планах европейцев. Еще один вопрос из Берлина касался ухудшившихся отношений России с США.
Еще одной из главных тем "Прямой линии" стал Дальний Восток - регион, на который в прошлом году обрушилось сильнейшие наводнение. На связь со студией выходили люди, которые живут в пострадавших от удара стихии городах, и поселках - в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Их интересовало, продолжится ли строительство дамб вдоль Амура и его притоков, и развитие другой защитной инфраструктуры. Президент признал, что некоторые планы по-прежнему недовыполнены. И об этом необходимо чаще информировать власть. Потому к решению вопроса должны напрямую подключиться муниципалитеты.
- Мой вопрос по дамбам. Дело в том, что те дамбы, которые сейчас у нас восстанавливают, они не отвечают требованиям. Их нужно возводить выше. Построенные дома, если не будут сделаны дамбы - всё это пойдет опять насмарку.
- Те средства, которые предусмотрены государством, на восстановление инфраструктуры и на обеспечение безопасности проживающих, они направлены должны быть в том числе и на строительство дамб. И я так понял, что они, дамбы у вас строятся. Вы считаете только, что они ниже того уровня, который необходим для обеспечения безопасности. Мы изначально исходили из того, что жилье будет восстанавливаться вообще на безопасных участках, на более высоких участках, на неподтопляемых участках. Но там, где это невозможно, там должны быть возведены дамбы. Я посмотрю обязательно, я сейчас не могу наверняка сказать, что там происходит, и достаточно ли такого уровня дамбы, о котором вы сказали, или она должна быть выше - мы обязательно проведём дополнительную экспертизу. И если нужно - внесём коррективы.
- Здравствуйте, Владимир Владимирович. У меня такой вопрос. Я автолюбитель. Плачу транспортный налог - четыре тысячи. А дороги нет. И у нас от села Бельго до федеральной трассы 50 километров.
- А зачем вам машина-то? Если нет дороги, зачем машина, где вы ездите?
- Хотел бы вас попросить, чтобы вы посодействовали в решении этой проблемы нам.
- Когда я приезжал в эти территории, пострадавшие от наводнения, и встречался с жителями, встречался с руководителями муниципальных образований, одна из проблем, которая поднималась в ходе наших разговоров и совещаний, касалась как раз развития и восстановления инфраструктуры. И это было связано и с поддержанием сельхозпроизводства, просто жизнедеятельностью населенных пунктов. Говорили о том, что можно сколько угодно денег дать, скажем, на поддержку сельского хозяйства, хотя это отдельный вопрос и там еще не всё сделано, но тем не менее, если невозможно будет провезти соответствующие товары, и нужные для сельхозпроизводства вещи, в населенные пункты, то тогда всё это не имеет смысла. Нужно восстановить и дороги, и мосты. И должен сказать, что на это в рамках соответствующей федеральной программы помощи пострадавшим регионам предусмотрены необходимые средства. Если нужно, то у нас есть возможность увеличить эти расходы в соответствии с потребностями региона. Но для этого эти потребности должны быть сформулированы. Сначала муниципальными органами, а затем губернатором перед правительством Российской Федерации. Юрий Петрович находится там сейчас, среди вас. Пожалуйста, я прошу вас передать ему все эти пожелания, все эти потребности вашего села. Юрий Петрович вернётся, и мы обязательно это обсудим.
Конечно, этими вопросами список тем не был исчерпан. Говоря о международной проблематике, и в частности об ухудшении взаимоотношений с Западом, Владимир Путин отметил, что "Россия не собирается заниматься самоизоляцией, но и настаивать на своем членстве в международных организациях не намерена". Кроме того, президент заявил, что считает очевидным рост консервативных настроений в Европе, и, по мнению Путина, это связано со стремлением жителей "Старого Света" к повышению своего суверенитета. Ответил глава государства и на видеовопрос Эдварда Сноудена об использовании специальных средств, например, прослушки в работе спецслужб как российских, так и мировых. Среди внутрироссийских вопросов, которые были заданы президенту, значились: оказание россиянам медицинской помощи, увеличение зарплат медикам, индексация пенсий, развитие спорта в нашей стране вообще, и дальнейшее развитие олимпийского Сочи в частности. Что касается личных вопросов, то президента спросили, когда страна увидит первую леди? Президент пошутил, что сперва ему надо выдать замуж бывшую жену, а уже потом подумать о себе.