В Дагестане животноводам предстоит преодолеть сотни километров, чтобы перегнать скот на зимние пастбища. Из-за чрезвычайно засушливого лета в республике не удалось заготовить достаточное количество корма, частично пересохли водоёмы. Чтобы содержать животных зимой, многим придется покинуть родные места и обосноваться в других районах
В высокогорном Ботлихском районе со дня на день должны ударить первые морозы. Шамиль Албегаджиев, пастух, или по-дагестански "чабан", торопится собрать свои стада, которые поведет вниз на равнину с более мягким климатом. Им предстоит пройти более 200 километров, непростого пути.
"Чтоб не напали волки, надо смотреть за ними до утра. И под дождем конечно, не легче - плащ надел стоишь, промокаешь. Честно сказать, очень сложная работа, но семья большая, надо справляться", - рассказывает чабан Шамиль Албегаджиев.
Ахмад Ибрагимов вышел в путь со своими стадами раньше других. На лошадях нехитрые пожитки перегонщиков - запасная одежда, питьевая вода, продукты и молельные коврики. Те же, кто в этом году первым привел своих животных сюда, в кошары, уже начали процесс купки овец. Чабаны громко кричат, стучат пластиковыми бутылками и вообще стараются создать как можно больше шума - в результате овцы крайне неохотно, но все-таки прыгают в искусственные водоем со специальным раствором.
Перегонщики и животноводы прогнозируют сложную зиму. Летняя засуха не позволила заготовить достаточное количество корма. К тому же фермерские хозяйства не первый год страдают от нехватки воды.
"У нас оросительные системы, каналы в очень запущенном виде, во многих хозяйствах мы не смогли получить воду для орошения пастбищ и сенокосов. С 15 октября часть скважин закрыли и нам приходится искать другие и за километра три- четыре гонять скот на водопой", - говорит руководитель отдела животноводства и сельского хозяйства администрации Лакского района Алил Алилов.
В последние несколько лет профессия чабана стала буквально исчезать. Тяжелые условия труда и долгие перегоны отпугивают молодежь от некогда почётного в горах занятия. Магомедрасул Карамагомедов - единственный в этих местах чабан чей возраст моложе 45 лет. Он и его пес Галбарц- что в переводе значит "лев", уже шестой год охраняют стада.
"Более выгодной работы в районе нет, поэтому решил заняться овцеводством. Дефицит чабанов, помощи мало бывает. Чабановать не хотят, да и на шерсть цены нет", - говорит чабан Магомедрасул Карамагомедов.
В эти дни Дагестане часто можно увидеть огромные стада, в сопровождении "дагестанских ковбоев", как в шутку здесь называют чабанов. Их можно встретить и на крутых сельских дорогах и вдоль больших оживлённых трасс. Официально поголовье овец в республике перешагнуло 5-миллионную отметку и большинство рогатого скота уже в пути к зимним кошарам.
Марат Лугуев, Шехали Шехалиев, Южное бюро "ТВ Центра", Дагестан.