Во вторник на экстренном саммите министров финансов ЕС Греция не представила никаких конкретных предложений по выходу из сложившегося кризиса. Правда, пока ещё остаётся надежда, что план Афин будет оглашён 8 июля в ходе телеконференции. Но перспектива выхода Греции из еврозоны с каждым часом становится всё реальнее.
После того, как три с половиной миллиона греков — большинство участников референдума — проголосовали за то, чтобы отвергнуть требования тройки кредиторов, Брюссель ждет от Афин контрпредложений. Но руководство страны, которая формально вот уже неделю находится в состоянии дефолта, и в которой до сих пор не работают банки, не теряет выдержки: на встречу министров финансов европейских стран с единой валютой новый глава греческого Минфина Евклид Цакалотос приехал с пустыми руками. Вместо документа с новым проектом мер экономии, который рассчитывали увидеть чиновники 17 стран Еврозоны, лист из гостиничного блокнота: вот он случайно попал на протокольный снимок. Под логотипом отеля нацарапаны — явно в спешке — подсказки к выступлению, одна гласит: "избежать триумфаторства". Да, евро висит на волоске, но радикально левое греческое правительство, заручившись результатами референдума, чувствует себя победителем. На лице Алексиса Ципраса по-прежнему беззаботная улыбка. Соседи по Еврозоне уже с трудом скрывают раздражение.
"Греция сильно рискует. Единственный выход из этой ситуации — новые реформы. Если Афины не обнародуют свои предложения скоро, мы уже не сможем ничем помочь", - приводит "ТВ Центр" слова премьер-министра Нидерландов Марка Рютте.
"Наша цель — оставить Грецию в зоне евро, но Греция должна сделать вызывающие доверие предложения. Сегодня нам предстоит подтвердить ответственность, солидарность и намерение действовать быстро. Да, ответственность лежит на Греции, но от европейской солидарности зависит новая программа помощи — не только экстренной, но и среднесрочной. Мы больше не можем возвращаться к греческому вопросу каждые пару месяцев", - считает президент Франции Франсуа Олланд.
Франция сегодня, пожалуй, самый ярый защитник греков: то ли потому, что социалист Олланд симпатизирует левацкому настрою Ципраса, то ли из-за того, что Париж — второй после Германии кредитор Афин, и позволить Греции выпасть из Еврозоны — значит попрощаться с суммой в 40 миллиардов евро, когда безработица во Франции так и остается непобежденной. А вот Берлин, который может потерять и вовсе 70 миллиардов, похоже, уже готов проучить должника.
"После более чем ясного "нет" на греческом референдуме, у нас по-прежнему нет никаких оснований обсуждать дальнейшую программу финансовой помощи. Мы обсудим, как действовать дальше, но никакого решения сегодня (7 июля – прим. ред.) принято не будет. Но на его принятие остаются уже не недели, а дни. Мы послушаем, что скажет нам греческий премьер-министр", - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Перед началом очередного экстренного саммита Меркель, Олланд и Ципрас встретились в Брюсселе втроем: Францию и Германию уже не первый раз критикуют за любовь к камерным составам, которые оставляют за бортом остальных партнеров, но практика показывает, что именно на таких переговорах, когда кризис становится неминуем, и принимаются главные решения.
Некоторые европейские лидеры открыто обвиняют Афины в блефе, а греческие журналисты, ссылаясь на свои дипломатические источники, утверждают, что 16 из 18 стран Еврозоны уже готовы попрощаться с Афинами, допустив первый в истории единой Европы прецедент, когда страна возвращается к национальной валюте. Кто эти двое, продолжающие бороться за греков, не сообщается. И если почти очевидно, что один защитник — Франция, то вторым — гадают журналисты — может быть Италия. Из опасений, что если худший сценарий станет реальностью, именно итальянская экономика может оказаться следующей в очереди на выход из Еврозоны.
Андрей Баранов, Евгений Полойко, "ТВ Центр".