30 декабря правительство Украины приняло два постановления. Оба касаются России. Со следующего месяца ряд отечественных товаров исчезнет с прилавков соседнего государства. Киев вводит запрет на поставки мяса, рыбы, детского питания, макаронных и хлебобулочных изделий, пива, спирта, водки, кофе и чая. Петр Порошенко открыто признал: эти меры серьезно ударят по экономике его страны. Но Украина тем не менее их вводит.
С 2 января Украина вводит ввозные пошлины на импортируемую российскую продукцию, а с 10 числа запрещает ввоз товаров сельхозгруппы. В Киеве это считают зеркальным ответом на торговые ограничения со стороны России, которые Петр Порошенко назвал деструктивными по отношению к его стране, передает "ТВ Центр".
Правда, он видимо, подзабыл, что именно его государство присоединилось к европейским санкциям против Москвы и само же поторопилось подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, уже являясь участником договора о свободной торговле с Россией, которая была просто вынуждена защищать свой рынок от возможного неконтролируемого потока европейской санкционной и другой продукции. Она могла пойти транзитом через Украину к нам в обход запретов и без уплаты таможенных пошлин. Именно поэтому с нового года наша страна вводит пошлины, а также продуктовое эмбарго на товары из "незалэжной". Украинский премьер Арсений Яценюк на заседании кабмина назвал такие действия незаконными и тут же объявил о введении практически аналогичных контрмер. При этом сам же порадовался сокращению экспорта украинской продукции в Россию в три раза. До 12,5 процента.
"Положительные результаты в том, что мы существенно уменьшили зависимость украинских товаропроизводителей от российского рынка", - отметил премьер-министр Украины.
И тут же в этих, по его мнению, положительных результатах, обвинил Россию.
"Россия последовательно ежедневно принимает меры, чтобы ограничить украинский экспорт в нее и этим наносит невероятный вред украинской экономике, и, главное, нарушает многосторонние и двусторонние соглашения, которые были между Украиной и Российской Федерацией", - подчеркнул Яценюк.
Пока киевская верхушка путается в собственных умозаключениях - хорошо или плохо российское эмбарго - в Москве, оперируя цифрами, четко говорят: украинского "якобы симметричного ответа" здесь даже не заметят.
Еще несколько лет назад Украина была пятым по величине торговым партнером России. Вместе с политическим доверием сократились и торгово-экономические отношения. На 80 процентов. Сейчас большая часть наших поставок идет на юго-восток. Общегодовая сумма 450-480 миллионов долларов. А доля сельхозпродукции, которую Украина теперь запрещает ввозить - всего два процента, то есть девять миллионов долларов. Для России, которая экспортирует на миллиарды - капля в море.
"Мы заметно за последние 1,5 - 2 года нарастили экспорт сельхозпродукции вообще. Практически приблизились к 20 миллиардам долларов экспорта сельхозпродукции. Активнейшим образом осваиваем рынки наших близлежащих партнеров, стран юго-восточной Азии, тратим на это много сил. И в данном случае, даже если Украина полностью закроет экспорт российской сельхозпродукции, на мой взгляд, это фундаментальных каких-то последствий для российского производителя сельхозпродукции не несет", - сказал первый заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев.
А вот украинские фермеры уже вышли на массовые акции протеста. С одной стороны, собственное правительство душит своих же производителей налогами, утвердив новый кодекс и отменив льготы, с другой, включает зеленый свет для европейской продукции. Ведь уже с 1 января, когда вступит в силу соглашение об ассоциации с ЕС в "незалэжную" хлынет импортная сельхозпродукция. Учитывая, какие дотации получают европейские фермеры, что делает их продукцию конкурентоспособной, нетрудно спрогнозировать будущее украинских аграриев. Сразу в нескольких областях - Киевской, Винницкой, Черкасской, Тернопольской, Хмельницкой, Запорожской и других - сельхозпроизводители перекрыли дороги. Пропускают только машины экстренных служб. Акцию обещают сделать бессрочной. Ведь терять этим людям, по сути, уже нечего.
Лилия Акиньшина, "ТВ Центр".