Сенат Бельгии одобрил закон о детской эвтаназии

В Бельгии сенат большинством голосов одобрил эвтаназию для тяжелобольных детей. Закон, если его одобрит и нижняя палата парламента, будет касаться несовершеннолетних, в основном страдающих раком, и только в том случае, если их боль невыносима, способов ее облегчения нет, а болезнь, по прогнозам врачей, уже в ближайшее время приведет к летальному исходу. И всё равно подобное решение вызвало бурю в обществе, как бельгийском, так и вообще в европейском.

Прежде к этой этической черте приближались лишь в Голландии - там эвтаназия распространяется на пациентов от 12 лет. Парламентарии в Брюсселе нижнюю границу возраста решили не фиксировать вовсе. Если текст закона, который, почти не встретив сопротивления, прошел Сенат, минует весной нижнюю палату парламента, бельгийское королевство станет первым государством в мире, где эвтаназия станет доступна всем возрастам. "Тяжело больные дети, в основном мы говорим о раковых больных в терминальной стадии, по мнению многих врачей, являются более зрелыми личностями психологически, чем мы с вами. Перед лицом смерти они рано и быстро взрослеют. Именно поэтому мы настаивали на том, чтобы не определять минимальный возраст", - отметил официальный представитель автора законопроекта Карл-Эрик Алексис. 
О необходимости распространить эвтаназию, которую в Бельгии выбирают до полутора тысяч человек в год, на детей первой заговорила инициативная группа педиатров. Автор законопроекта - сам бывший хирург - десять лет назад разработал принципы эвтаназии для взрослых. Новый документ сформулирован таким образом, что еще не осознающие себя младенцы и переживающие психологические трудности подростки просто не могут стать жертвами эвтаназии по ошибке. Недоступна им и спорная опция, позволенная совершеннолетним: эвтаназия по причине душевного страдания. Недавно в Бельгии так ушла из жизни поменявшая пол женщина, чей организм отверг мужские органы, и глухонемые близнецы, узнав, что болезнь отбирает у них зрение. 
"Во-первых, запрос об эвтаназии должен первоначально поступить от самого несовершеннолетнего - он должен лично и неоднократно потребовать ухода из жизни, без давления окружающих. Потом родители обязаны дать свое согласие - юридически они несут ответственность за жизнь ребенка. И, наконец, диагноз больного должен подразумевать неизбежную скорую смерть и невыносимые именно физические страдания", - подчеркнул официальный представитель автора законопроекта Карл-Эрик Алексис. 
Коллеги с американского телеканала CNN нашли в Бельгии девочку, больную синдромом Хаттингтона - генетическим дегенеративным заболеванием нервной системы. К своим 18 годам Изабелла потеряла способность самостоятельно передвигаться и разговаривать. Тем не менее, когда мать объясняет ей про эвтаназию, девочка после размышлений явно отказывается. 
Противники закона утверждают, что о самой возможности эвтаназии ребенок все равно узнает либо от родителей, либо от врачей, и уже сам этот факт является давлением на детское сознание. "Мнение родителей для ребенка настолько важно, что часто он выдает его за свое собственное. А родители - живые люди, они могут устать от долгой и неизлечимой болезни, потерять надежду, хотя возможно новые способы лечения могут появиться в близком будущем или возможна хотя бы паллиативная помощь", - говорит сенатор от партии "Фламандский интерес" Барт Лареманс.
К тому же в самой эвтаназии есть доля экономической целесообразности, если не сказать цинизма. Паллиативное лечение, то есть облегчение страданий за счет обезболивающих и заботы, может тянуться годами и стоить сотни тысяч евро на одного пациента. Эвтаназия - всего лишь серия инъекций, пусть и совершенная анестезиологом под контролем комиссии экспертов. Для заведующего кафедрой трансплантологии в одном из самых крупных госпиталей Бельгии, вопросов в реальной практике всегда больше, чем ответов. "Многие дети прямо в глаза говорят, что они не могут больше жить, и они хотят умереть. Другой вопрос, понимают ли они вообще, что такое смерть, что такое жизнь. Могу ли дети принимать решение в возрасте десяти, двенадцати, пяти лет - вопрос для меня остается открытым", - подчеркнул врач-трансплантолог Клиники свободного университета Брюсселя Дмитрий Михальский. 
Идея педиатрической эвтаназии вызвала шок у представителей религиозных конфессий: протестанты, католики, православные, иудеи и мусульмане Бельгии приняли совместное обращение с призывом не допустить принятия закона. Особенное неприятие бельгийская инициатива вызвала в соседней Германии - там еще живы воспоминания о программе "детская эвтаназия" эпохи нацизма, когда государство без спроса умерщвляло детей, родившихся с отклонениями. Авторы бельгийского законопроекта подчеркивают - число случаев, требующих радикального вмешательства, будет измеряться единицами, но только лишь ради них закон необходимо принять. 
Некоторые критики утверждают, что Бельгия слишком далеко зашла по либеральному пути: здесь одними из первых разрешили однополые браки, поощряется смена пола, донором органов после смерти каждый становится по умолчанию, растет спрос на эвтаназию для взрослых, на очереди - детская, на очереди - и этот законопроект тоже уже обсуждается - страдающие болезнью Альцгеймера и прочими видами слабоумия. Бельгийское общество при этом в таких сложных этических вопросах на редкость единодушно - согласно опросам, новый закон одобряют три четверти населения десятимилионной страны. 
Андрей Баранов, Евгений Полойко. В центре событий, Брюссель, Бельгия. 
Главное сегодня
Пациент проходит медицинские процедуры
Пациент проходит медицинские процедуры
Сенат Бельгии
Сенат Бельгии
Дети в бельгийском онкологическом центре
Дети в бельгийском онкологическом центре
Бельгийский онкологический центр
Бельгийский онкологический центр
Ребенок в бельгийском онкологическом центре
Ребенок в бельгийском онкологическом центре
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ