В ЦНИИ имени Крылова открылся бассейн для испытания военных кораблей

В Санкт-Петербурге начались испытания самого большого в мире атомного ледокола. Судно только будут строить на Балтийских верфях, а его точную копию уже проверяют в уникальном бассейне, который недавно открыли в научном институте Крылова. Искусственный водоем позволяет создавать любую ледовую обстановку на море, имитировать шторма и даже цунами.

В специальном бассейне испытывают судно - точную копию настоящего, уменьшенную в десятки раз. Условная толщина ледяных торосов полтора метра - так определяют мощность руля для ледокола, чтобы он не застрял потом в настоящей Арктике. Даже природу здесь воссоздали с точностью до сотых процента. А воду морозили по особой формуле. 
"Мы моделируем покровы льда на изгиб, другие параметры - прочность смятия, плотность, соленость. Все физико-механические свойства льда моделируются", - рассказал начальник сектора Крыловского научного центра, специалист по проведению испытаний в ледовом бассейне Алексей Додиев.
Физические свойства пресного льда отличаются от свойств морского. Чтобы добиться максимального сходства этой маленькой Арктики с настоящей, воду посолили - высыпали в бассейн 60 тонн поваренной соли. 
В бассейн спустили макет будущего атомного ледокол "Лидер", он должен стать самым большим в мир: вдвое мощнее всех существующих, длиной 173 метра, а высотой - 185, с многоэтажный дом. Основная задача - круглогодичная навигация по Северному Морскому пути. Строительство ледокола долго откладывалось: старый ледовый бассейн государственного центра имени Крылова был слишком мал для такой огромной модели. Других площадок в России нет. И не успели перерезать красную ленточку на открытии нового испытательного бассейна - очередь из судостроителей выстроилась на год вперед.
"Мы практически сформировали портфель заказов на следующий 2015 год, многие клиенты стояли и ждали, когда ж мы его достроим", - отметил начальник отделения гидро- и аэродинамики Крыловского Государственного Научного Центра Вячеслав Магаровский. 
На берегу целая коллекция моделей, это точные копии судов и кораблей всего мира. Конструкторы в мореходном бассейне имитируют семибалльный шторм для модели арктической буровой установки, а в глубоководном секторе работают над формой гребных винтов и обводом корпуса для насыпного сухогруза. Стоимость каждой модели около 15 тысяч евро, но проектировщики охотно идут на эти расходы. В море любая ошибка обойдется в сотни раз дороже. 
"Когда проектировщик берет на себя риск прогнозировать характеристики судна базе испытаний в бассейне, бывали случаи, когда обращались к нам с просьбой исправить ошибки. И если обращались во время, приобретало совсем другие характеристики, параметры обвода корпуса", - объясняет начальник отделения ходкости Крыловского Государственного научного Центра Валерий Борусевич.
За 120 лет существования в научном центре имени Крылова испытания прошли модели всех российских судов и кораблей. Над чертежами трудились еще конструкторы царской России. В 1900 году здесь создали проекты первой подводной лодки и первого в мире линейного ледокола. Сейчас специалисты работают над строительством еще одного, многофункционального бассейна. В нем можно будет смоделировать абсолютно любое природное явление, даже штормовой ветер и цунами.
Анна Морозова, Александр Плешкин. Сергей Карасев, Северо-Западное Бюро "ТВ Центра", Санкт-Петербург.
Мы в Telegram
Главное сегодня
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ