Мятеж на "Сторожевом": почему провалилась четвертая русская революция

Роберт Грейс, человек, возглавлявший ЦРУ в тот момент, когда убивали Советскую империю, на вопрос, когда же начался распад СССР, ответил, что в 1975 году. Версия, конечно, спорная, как и многое другое, что сопровождает историю мятежа на большом противолодочном корабле "Сторожевой". Точно известно лишь то, что 40 лет назад, 8 ноября 1975 года капитан Валерий Саблин попытался начать "четвертую русскую революцию".

Празднование Великой Октябрьской революции в Советском Союзе всегда было священным событием.  На главной площади страны победившего социализма власти демонстрировали не только военную мощь, но и социальные достижения. Тысячи счастливых трудящихся несли лозунги и портреты вождей. 7 ноября 1975 года с Мавзолея министр обороны маршал Андрей Гречко докладывал об успехах к 25 съезду ЦК КПСС.

Но события уже следующего дня показали, партия и народ не очень едины:  8 ноября 1975 года в рядах Вооруженных сил СССР была предпринята попытка государственного переворота.

Его организовал капитан третьего ранга Валерий Саблин. Он служил замполитом на большом противолодочном корабле "Сторожевой", чуть ли не самом лучшем и новым во всем Балтийском флоте. Экипаж считался образцовым. Он уже побывал на боевом дежурстве в Атлантике и Средиземном море. Патрулировал прибрежные воды Кубы. Замполит Саблин, морской офицер в третьем поколении, имел авторитет убежденного коммуниста. Но именно он обманом запер капитана на гидроакустическом посту, собрал 13 офицеров и 13 мичманов и высказал свое видение о ситуации в стране.

"Саблин изложил вынашиваемые с 1963 года мысли об имеющихся, по его мнению, нарушениях законности и справедливости в советском обществе. При этом он демагогически использовал общеизвестные недостатки, о которых сообщается в советской печати. Саблин преподносил все это, как проявление отхода партии и правительства от ленинских положений в строительстве социализма", - говорилось в секретном докладе по расследованию событий на БПЛ "Сторожевой".

Саблин предложил вести судно в Кронштадт, оттуда в Ленинград, и там по центральному телевидению выступить с программной речью. До этого момента у Саблина был лишь один единомышленник — матрос Шеин. Ему зачинщик мятежа поручил охранять запертого командира. После выступления замполита еще трое из 13 офицеров пошли у него на поводу, остальные были заперты в разных помещениях корабля. И только одному из командиров удалось сообщить о мятеже на берег.

Корабль, действительно, покинул место дислокации. Многим простым матросам идея замполита показалась стоящей. Но на земле никак не могли поверить, что поверенный, с безупречным послужным списком офицер решился на мятеж. Саблин же сам через несколько часов заявил о себе. Он связался со штабом флота.

"Я обращаюсь ко всем, кто революционное прошлое нашей страны чувствует сердцем, кто критически, а не скептически, оценивает настоящее и кто честно мыслит о будущем нашего народа. Наше выступление не есть предательство Родины, а чисто политическое, программное выступление, и предатели Родины будут те, кто пытается нам помешать", - заявил он.

Изменить систему, но не строй Саблин уже пытался. В 1962 году он написал письмо Хрущеву, где говорил о необходимости чистки рядов партии и пересмотре ее устава. До генерального секретаря послание не дошло. Его перехватили на уровне облисполкома. Капитан получил нагоняй, ему на год задержали получение нового звания. Местной номенклатуре проблема показалась решенной. Но не самому офицеру.

"Я думаю, нет смысла доказывать, что в настоящее время слуги общества уже превратились в господ над обществом. …Практически судьба всего народа находится в руках избранной элиты в лице политбюро ЦК КПСС… Пропала вера в существование справедливости в нашем обществе. А это первый симптом тяжелой болезни общества", - уверенно заявлял Саблин.

Он потребовал признать его корабль свободной территорией и дать ему возможность выступить по телевидению. В программной речи замполит собирался заявить о необходимости сместить престарелую верхушку ЦК КПСС. Правящий класс объявлялся новым врагом. Для борьбы с ним на баррикады нужно было вывести молодежь. При этом деньги, по мнению Саблина, необходимо было отменить. Революционный девиз "от каждого по способности, каждому по потребности", необходимо было воплотить на практике.

"Страшно представить на минуту, что у Саблина бы все получилось. Это в 75-ом году страна была бы ввергнута в страшную гражданскую войну. С концлагерями по перевоспитанию. Практически это была бы Кампучия, только в большем масштабе. 75-ый год, вы вспомните, это еще и Китай. Это хунвейбины, культурная революция, один к одному. Когда молодежь на баррикады, уничтожать старых ревизионистов, убивали и уничтожали профессуру, руководство и так далее, и так далее", - рассуждает капитан 1-ого ранга, автор книги "Мятежный "Сторожевой" Владимир Шигин.

Ультиматум Саблина, разумеется, был отклонен. Против мятежного "Сторожевого" выдвинулись пограничный флот и фронтовые бомбардировщики. Несколько выстрелов с воздуха не сильно повредили судно. Но к тому времени, матросы уже осознали абсурд происходящего и освободили запертого капитана и других офицеров. Командир корабля лично арестовал замполита, прострелив ему ногу. Следствие трижды запрашивало проведение психиатрической экспертизы Саблина. Москва трижды отказывала. Возможно потому, что заключение врачей могло никак не вписаться в обвинительное заключение по статье "измена родине".

"Саблин абсолютно психически здоровый человек, абсолютно вменяемый. Но со своими политическими убеждениями. Саблин был исполнителем чье-то воли, и действовал в рамках своего психотипа, своих убеждений", - рассуждает психиатр-криминалист Михаил Виноградов.

К мысли, что капитан Саблин действовал не один, приходят и современные историки. Он слишком уверенно вел себя на следствии. В СИЗО рисовал себя в образе Дон Кихота. И почему-то был абсолютно уверен, что до высшей меры наказания не дойдет. Однако суд приговорил бывшего замполита именно к расстрелу.

Подельника Саблина матроса Шеина приговорили к 8 годам тюрьмы. На свободу он вышел досрочно. Офицеров, поддавшихся на провокацию, перед строем разжаловали в матросы. Есть мнение, что мятеж на корабле был не чем иным, как проверкой на прочность советской власти. Она отреагировала быстро, и жестко, доказав свою дееспособность. Но спустя 10-15 лет уже вся страна плыла как мятежный "Сторожевой" к новым идеалам и ценностям. Но тогда, ее уже некому было остановить.

Александр Огородников. Максим Панкин. Татьяна Матюшина. "В центре событий", "ТВ Центр".

Мы в Telegram
Главное сегодня
Большой противолодочный корабль "сторожевой"
Большой противолодочный корабль "сторожевой"
Советский офицер Военно-морского флота Валерий Саблин
Советский офицер Военно-морского флота Валерий Саблин
Советский офицер Военно-морского флота Валерий Саблин
Советский офицер Военно-морского флота Валерий Саблин
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ